Тифлопедагогическое
сопровождение развития восприятия сюжетных изображений у дошкольников с
косоглазием и амблиопией
(Из
опыта работы учителей-дефектологов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48
«Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской Республики)
Одной
из особых образовательных потребностей у дошкольника с функциональными
расстройствами зрения (далее ФРЗ), согласно Федеральному государственному
образовательному стандарту и указанным в книге Л.В. Фомичевой «Образование
дошкольников с нарушением зрения: научные и прикладные аспекты» выступает
потребность в «обогащении чувственного опыта с развитием тонкости зрительных
ощущений и на этой основе зрительных функций (нарушенных и сохранных),
целенаправленном развитии зрительной сенсорно – перцептивной деятельности, …
развитии умений и навыков построения точных, полных и тонко дифференцированных
зрительных образов.»
Кроме этого, в тех же источниках обозначена
потребность дошкольников с ФРЗ в «повышении и целенаправленном развитии
ориентировочно – поисковой, информационно познавательной роли зрения в
жизнедеятельности, актуализации деятельности сохранных сенсорных систем и
развитии компенсаторной функции речи, повышении роли памяти, мышления,
воображения в формировании и осмыслении картины мира…»
Данные
потребности раскрывают смысл наших подходов к выстроенной нами системе развития
зрительного восприятия изображений у ребенка с нарушенным зрением, они являются
базовыми составляющими этой системы, ее методов, приемов и способов успешной
реализации.
В
содержании образовательной деятельности дошкольников с ФРЗ в области «Социально
– коммуникативное развитие» отмечено, что ребёнку с ФРЗ важно уметь
рассматривать сюжетные, сюжетно – иллюстративные картинки, выделять и
осмысливать информационно – опознавательные признаки, указывающие на
принадлежность изображенных героев, понимать причинно-следственные связи,
раскрывающие изображенные события и др. Обращается внимание на развитие умений
и обогащение опыта рассматривания сюжетных и сюжетно – иллюстративных картинок,
придерживаясь алгоритма: 1. Кто изображен? Как узнал? 2.Где находится? 3. С кем
взаимодействует, разговаривает? 4. Какое настроение у героя? 5. Что делает? 6.
Как определил? (поза, мимика, орудия и пр.)
В
области «Познавательное развитие» актуализируется мысль о развитии потребности,
интереса к рассматриванию предметных, сюжетных, иллюстративных изображений:
обведение взором контура, организованное скольжение взором по всей плоскости
изображения, остановка и фиксация взором деталей, частей, признаков.
Среди
коррекционно – развивающих задач звучат следующие: обучать целостному
восприятию картины, придерживаясь плана, выделению и узнаванию основных
объектов; детальному рассматриванию 3-х композиционных планов; рассматриванию
человека с выделением позы, жестов, мимики; целенаправленному определению
информативных объектов и их признаков, характеризующих действия героев, явления
природы, места событий.
С
учетом вышеуказанного нами наработана определенная практика развития
зрительного восприятия сюжетных изображений у детей с ФРЗ. При работе с
картиной используется рассматривание ее в натуральном виде, выведение
изображения на экран, интерактивную панель, проекция картины на потолок для
рассматривания лежа. Нами была разработана опорная схема рассматривания картин,
в которой предусмотрено 5 аспектов, к каждому из которых подобраны приемы для
реализации их детьми.
Предметный
состав картины. Задания детям:
-
«Найди все предметы, которые волшебник превратил в точки» (при этом дети
сопровождают свой зрительный поиск действиями: нанизывание колец, раскладывание
камешков в лоточки с ямками, накладывание фишек на перфокарты, вставление
столбиков в ячейки и пр.).
-
Подсчитывание количества собранных фишек и сравнение его с количеством
предметов на картине.
-
Локализация предметов на трёх планах картины или на одном из заданных
(обведение планов лазерной указкой, маркером на прозрачных мольбертах,
выкладывание края плана и пр. с подсчетом количества объектов на нем).
-
Закрывание (поочередно) одного из планов и называние «спрятанных» предметов по
памяти.
-
Определение одного из планов по количеству звуков (музыкальных, шумовых
инструментов), обозначающих количество предметов на плане.
Выделение
и описание живых объектов: люди, животные, птицы (кто нарисован и где, как
выглядит, какое настроение у героя, что делает).
-
Моделирование места расположения героя (героев) с помощью предметов –
заместителей.
-
Наложение на изображение героя его силуэта, копирующего позу, действия.
-
Подбор к лицу героя элементов его эмоций (радость, страх, удивление и пр.) и
выкладывание его лица схематично у себя на столе).
-
Выбор поверхности из 2-3-х (4-х и т.д.) предложенных педагогом, адекватных
общему настроению картины (или его героев).
-
Выведение героев на экран, с увеличением его размера для детального его
описания.
-
Поиск героя картины среди раздаточных силуэтов (анализ действий и позы).
-
Включение в сюжет картины фотоизображений самих детей, прогнозирование
возможных вариантов изменения сюжета.
Третий
аспект заключается в узнавании места событий в изображении. Буква М
символизирует слово «место».
-
«Убери неподходящее» (из двух сюжетных картинок оставить ту, на которой
изображено похожее место на демонстрационной картине).
-
«Угадай, что получается?» (на экране последовательно появляются фрагменты,
изображающие аналогичное с картиной место).
-
Моделирование места событий картины на тифлоприборах «Ориентир».
-
«Помощь художника» (он предлагает музыку (звуки, шумы), характерные для такого
места).
-
Подбор поверхности к месту (тактильно ладошками и ступнями).
-
Узнавание места по запаху
Знак
четвертого аспекта обозначает время года.
-
Подбор подходящего к картине символа из 4-х возможных (например, деревья в
разные времена года)
-
«Найди такое же» (из расставленных по комнате пейзажных картин. Найти
аналогичное время года).
-
«Узнай наощупь» (предметы – символы времен года: цветок, ягода, снежинка, гриб
и т.д., определить у кого какое время года и узнать, у кого оно сходится с
сюжетом).
-
Музыкальные и звуковые загадки (предлагается 4 фрагмента из разных музыкальных
произведений или звуки природы, узнать какой из них говорит о времени,
изображенном на картине).
-
«Покажи на схеме» (Каждый ребёнок рисует схему времен года и закрашивает в ней
аналогичное с картиной)
-
Подбор цветов к черно белому изображению, после чего картина превращается в
цветную.
Характеристика
погоды на картине.
-
«Нарисуй и расскажи» (погоду с картины изобразить на песочных столах).
-
«Найди отличия» (на экране появляются дождь, ветер, солнце за тучей. А на
картине все наоборот).
-
Подбор предметов к погоде наощупь (мокрая губка и сухая, теплая баночка и
холодная и т.д.).
-
Сравнение погоды на картине и за окном.
Результаты
развития зрительного восприятия дошкольников с ФРЗ в цикле занятий по работе с
сюжетными изображениями:
-
ребёнок умеет рассматривать сюжетную картину, выделяет в ней все объекты, описывает
ее героев, определяет время и место событий, погоду. Доказывая свои суждения,
он раскрывает при этом ведущие причинно-следственные связи, что способствует
формированию осмысленного восприятия окружающего мира в целом.
Литература:
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования.
2.
Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с амблиопией и косоглазием.
3.
Л.В. Фомичева. Образование дошкольников с нарушением зрения: научные и
прикладные аспекты: монография. – Санкт-Петербург: РИО ИЦИПТ, 2018. – 220с.