Развитие восприятия сюжетных изображений

Тифлопедагогическое сопровождение развития восприятия сюжетных изображений у дошкольников с косоглазием и амблиопией

 

(Из опыта работы учителей-дефектологов МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

 

 

 

Одной из особых образовательных потребностей у дошкольника с функциональными расстройствами зрения (далее ФРЗ), согласно Федеральному государственному образовательному стандарту и указанным в книге Л.В. Фомичевой «Образование дошкольников с нарушением зрения: научные и прикладные аспекты» выступает потребность в «обогащении чувственного опыта с развитием тонкости зрительных ощущений и на этой основе зрительных функций (нарушенных и сохранных), целенаправленном развитии зрительной сенсорно – перцептивной деятельности, … развитии умений и навыков построения точных, полных и тонко дифференцированных зрительных образов.»

 Кроме этого, в тех же источниках обозначена потребность дошкольников с ФРЗ в «повышении и целенаправленном развитии ориентировочно – поисковой, информационно познавательной роли зрения в жизнедеятельности, актуализации деятельности сохранных сенсорных систем и развитии компенсаторной функции речи, повышении роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира…»

Данные потребности раскрывают смысл наших подходов к выстроенной нами системе развития зрительного восприятия изображений у ребенка с нарушенным зрением, они являются базовыми составляющими этой системы, ее методов, приемов и способов успешной реализации.

В содержании образовательной деятельности дошкольников с ФРЗ в области «Социально – коммуникативное развитие» отмечено, что ребёнку с ФРЗ важно уметь рассматривать сюжетные, сюжетно – иллюстративные картинки, выделять и осмысливать информационно – опознавательные признаки, указывающие на принадлежность изображенных героев, понимать причинно-следственные связи, раскрывающие изображенные события и др. Обращается внимание на развитие умений и обогащение опыта рассматривания сюжетных и сюжетно – иллюстративных картинок, придерживаясь алгоритма: 1. Кто изображен? Как узнал? 2.Где находится? 3. С кем взаимодействует, разговаривает? 4. Какое настроение у героя? 5. Что делает? 6. Как определил? (поза, мимика, орудия и пр.)

В области «Познавательное развитие» актуализируется мысль о развитии потребности, интереса к рассматриванию предметных, сюжетных, иллюстративных изображений: обведение взором контура, организованное скольжение взором по всей плоскости изображения, остановка и фиксация взором деталей, частей, признаков.

Среди коррекционно – развивающих задач звучат следующие: обучать целостному восприятию картины, придерживаясь плана, выделению и узнаванию основных объектов; детальному рассматриванию 3-х композиционных планов; рассматриванию человека с выделением позы, жестов, мимики; целенаправленному определению информативных объектов и их признаков, характеризующих действия героев, явления природы, места событий.

С учетом вышеуказанного нами наработана определенная практика развития зрительного восприятия сюжетных изображений у детей с ФРЗ. При работе с картиной используется рассматривание ее в натуральном виде, выведение изображения на экран, интерактивную панель, проекция картины на потолок для рассматривания лежа. Нами была разработана опорная схема рассматривания картин, в которой предусмотрено 5 аспектов, к каждому из которых подобраны приемы для реализации их детьми.

Предметный состав картины. Задания детям:

- «Найди все предметы, которые волшебник превратил в точки» (при этом дети сопровождают свой зрительный поиск действиями: нанизывание колец, раскладывание камешков в лоточки с ямками, накладывание фишек на перфокарты, вставление столбиков в ячейки и пр.).

- Подсчитывание количества собранных фишек и сравнение его с количеством предметов на картине.

- Локализация предметов на трёх планах картины или на одном из заданных (обведение планов лазерной указкой, маркером на прозрачных мольбертах, выкладывание края плана и пр. с подсчетом количества объектов на нем).

- Закрывание (поочередно) одного из планов и называние «спрятанных» предметов по памяти.

- Определение одного из планов по количеству звуков (музыкальных, шумовых инструментов), обозначающих количество предметов на плане.

Выделение и описание живых объектов: люди, животные, птицы (кто нарисован и где, как выглядит, какое настроение у героя, что делает).

- Моделирование места расположения героя (героев) с помощью предметов – заместителей.

- Наложение на изображение героя его силуэта, копирующего позу, действия.

- Подбор к лицу героя элементов его эмоций (радость, страх, удивление и пр.) и выкладывание его лица схематично у себя на столе).

- Выбор поверхности из 2-3-х (4-х и т.д.) предложенных педагогом, адекватных общему настроению картины (или его героев).

- Выведение героев на экран, с увеличением его размера для детального его описания.

- Поиск героя картины среди раздаточных силуэтов (анализ действий и позы).

- Включение в сюжет картины фотоизображений самих детей, прогнозирование возможных вариантов изменения сюжета.

Третий аспект заключается в узнавании места событий в изображении. Буква М символизирует слово «место».

- «Убери неподходящее» (из двух сюжетных картинок оставить ту, на которой изображено похожее место на демонстрационной картине).

- «Угадай, что получается?» (на экране последовательно появляются фрагменты, изображающие аналогичное с картиной место).

- Моделирование места событий картины на тифлоприборах «Ориентир».

- «Помощь художника» (он предлагает музыку (звуки, шумы), характерные для такого места).

- Подбор поверхности к месту (тактильно ладошками и ступнями).

- Узнавание места по запаху

Знак четвертого аспекта обозначает время года.

- Подбор подходящего к картине символа из 4-х возможных (например, деревья в разные времена года)

- «Найди такое же» (из расставленных по комнате пейзажных картин. Найти аналогичное время года).

- «Узнай наощупь» (предметы – символы времен года: цветок, ягода, снежинка, гриб и т.д., определить у кого какое время года и узнать, у кого оно сходится с сюжетом).

- Музыкальные и звуковые загадки (предлагается 4 фрагмента из разных музыкальных произведений или звуки природы, узнать какой из них говорит о времени, изображенном на картине).

- «Покажи на схеме» (Каждый ребёнок рисует схему времен года и закрашивает в ней аналогичное с картиной)

- Подбор цветов к черно белому изображению, после чего картина превращается в цветную.

Характеристика погоды на картине.

- «Нарисуй и расскажи» (погоду с картины изобразить на песочных столах).

- «Найди отличия» (на экране появляются дождь, ветер, солнце за тучей. А на картине все наоборот).

- Подбор предметов к погоде наощупь (мокрая губка и сухая, теплая баночка и холодная и т.д.).

- Сравнение погоды на картине и за окном.

 

Результаты развития зрительного восприятия дошкольников с ФРЗ в цикле занятий по работе с сюжетными изображениями:

- ребёнок умеет рассматривать сюжетную картину, выделяет в ней все объекты, описывает ее героев, определяет время и место событий, погоду. Доказывая свои суждения, он раскрывает при этом ведущие причинно-следственные связи, что способствует формированию осмысленного восприятия окружающего мира в целом.

 

Литература:

 

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с амблиопией и косоглазием.

3. Л.В. Фомичева. Образование дошкольников с нарушением зрения: научные и прикладные аспекты: монография. – Санкт-Петербург: РИО ИЦИПТ, 2018. – 220с.