"Умные подсказки"

Дидактическое пособие "Умные подсказки"
 

           Пособие "Умные подсказки" представляет собой различные схемы в основе которых лежит технология ТРИЗ. Данные схемы используются на различных коррекционно - развивающих занятиях. 

        Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В содержание разработанных нами схем мы включили следующие аспекты:

1) Зрительные ощущения. С их помощью слабовидящий ребёнок отражает, по мнению И.М.  Сеченова, 8 гностических признаков: цвет, оттенок, форму, величину, движение, место нахождения, направление, объём предметов. Нами была составлена схема из 6 признаков (цвет, оттенок, форма, величина, направление движения, удалённость) для использования детьми при обследовании и описании предметов окружающего мира.

 Схема «Что умеют наши глазки»

 

 

 

2) Слуховые ощущения. С помощью них малыш отражает: громкость звука, высоту звука, тембр, длительность звука, его источник, материал, направление звука и его место нахождения, время. В своей схеме мы отразили 5 наиболее понятных и значимых для определения слабовидящим ребёнком признаков (предметность, громкость, направление и место звучания, длительность, материал):

 

Схема «Что умеют наши ушки»

 

 

3) Тактильные и мышечно-двигательные ощущения. Они обеспечивают познание механических свойств (вес, упругость, твёрдость), скорости перемещения, направления, длительности. Нами разработаны следующие индивидуальные схемы:

 

Схема «Что умеют наши ручки»

 

 

Кроме этого, нами разработана схема – алгоритм рассматривания сюжетного изображения, где отражено пять пунктов: объекты картины, описание людей, животных или птиц если они есть на картине, место на картине, время года и погода. Пользуясь данной схемой, ребёнок с нарушением зрения не только учится системно анализировать изображение, но и составлять развёрнутый рассказ.

 

Схема «Картинкины знаки»

 

 

Также разработаны схемы к некоторым тематическим занятиям, например следующие:

 

Схема «Прятки зимующих птиц» (узнавание птицы по цветовому сочетанию её оперения)

 

 

 

Схема «Знатоки деревьев» (схема для определения видовой принадлежности, частей дерева, узнавания по запаху, коре, листьям, изучение частей под микроскопом и через лупу, поиск в окружающем пространстве)