"Дачные истории"


 Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.



Тема: «Дачные истории»

Вид занятия: развитие пространственной ориентировки, с интеграцией задач по социально-бытовой ориентировке и формированию сенсорных эталонов.

Занятие разработала и провела: Ильина Оксана Валерьевна, учитель – дефектолог

 

Цель занятия:

      Развивать навыки пространственной ориентировки.

           

Задачи занятия:

     - учить выделять положение одного предмета в группе из 4-х в макропространстве;

     - продолжать учить определять положение предмета относительно себя;

     - закреплять названия разных плодов

     - упражнять в зрительном соотнесении места нахождения предмета с точным словом наречием или предлогом;

- упражнять в назывании величин предметов и соотнесении предметов по величине;

- развивать глазомер;

     - способствовать повышению остроты центрального зрения.

              

Предшествующая работа:

- рассматривание внешнего вида овощей, фруктов и ягод;

- дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто, где живёт»;

- задания на дифференциацию сторон своего тела и определение места предмета относительно себя;

- разбор смыслового значения слов: «дача», «дачник»;

- чтение рассказов о плодах.

 

Ресурсы:

1.     обруч большой величины……………………………………………………..1шт.

2.     наборы игрушек «плоды……………….……………………………….……...5шт.

3.     картинки – половинки «Овощи»..………………………….………………….5шт.

4.     коробки разной величины….…………………………………………………..3шт.

5.     игрушки – медведь, волк, заяц……………………………………….……по 1шт.

6.     мозаика разного размера (по зрительной нагрузке)……………………....5шт.

7.     кукла в костюме дачника.………………………………….………………….....1шт.

8.     бинокли…………………………………………………………………………..…..5шт.

 

Литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)/ под ред. Л.И. Плаксиной, 2003.

 

Приёмы (в том числе коррекционные):

- загадки – описания;

- вопросы – ловушки;

- раскладывание макета;

- зрительный поиск;

- художественное слово;

- выкладывание схем;

- техника быстрого взгляда;

- складывание картинок - половинок;

- узнавание по величине;

- рассказы по памяти;

 

Индивидуальная работа:

     с Женей – наводящая помощь в оречевлении места одного предмета в группе из четырёх.

 

                                               Ход занятия.

  

1. Организационный момент «Продолжи сам». Дети стоят при входе в комнату в обруче.

Педагог: «Росли на деревьях мирно и дружно

                  Груши и яблоки. Добавить к ним нужно

                  Плоды, что на грядках низко растут.

                  Люди их осенью с дачи везут. (дети: «морковь, лук, картофель…»)

 

2. «Найди свою ферму». Педагог: «Дачу каждый из вас поищет сейчас.

                              - Лиза сделай-ка шаг налево                                                                    

                                Налево пойдёшь – там дачу найдёшь.

                  (Лиза выходит из обруча и ищет свою «дачу»)

 -  Миша, вправо смелей выходи, к даче своей направо иди.

                   (Миша выполняет задание)

 -  Женя, сделай-ка шаг вперёд. Там впереди тебя дача ждёт.

Дети, подойдя каждый к своему месту, объясняют, как они нашли свою «дачу».

 

3. «Помоги дачнику». (Кукла, переодетая в соответствующую одежду).

Педагог: «Дачник просит вас помочь – дачи он искал всю ночь.

                   Помогите, помогите, свои плоды с дачи принесите».

Вопрос: «О чём вас просит дачник? (Дети отвечают, затем переносят в корзинках свои плоды на столы, садятся и объясняют дачнику, откуда они принесли эти «дачи»).

 

4. «Наведи порядок».  Педагог предлагает всем догадаться, как они сейчас называются (дети: «дачники»).

Педагог: «Да, вы стали дачниками, и вам необходимо навести на своей даче порядок. Подумайте, как вы будете располагать свои плоды, чтобы на вашем дачном участке был порядок.

(Каждый ребёнок планирует свою дачу, располагает на ней плоды по своему замыслу и объясняет, что, где находится.)

 

5. «Обеденный перерыв». Педагог: «Все закончили дела?

                                            Отдыхать тогда пора.

                                                     На лужайке ждут картинки – все картинки – половинки.

Дети переходят на ковёр, берут по одной картинке – половинке и сразу называют этот плод

 Педагог: «Просто было вам узнать, но дачник просит рассказать, где находится такой плод у вас.

(Дети по памяти объясняют, где находится, например огурец, относительно других 3-х плодов. Пока дети рассказывают, педагог незаметно меняет плоды местами на дачах у детей)

 

6. «Переполох на даче». Педагог: «Посмотрите, посмотрите, кто–то побывал у нас                                                                                                                                                                    хвостатые гости из леса изменили здесь всё сейчас».

 Дети возвращаются к своим столам, высказывают свои предположения, кто-бы это мог быть.

Педагог: «Это и не лиса и не лось, и не белка и не ёж. Кто же это? Как поймёшь?

А что это за коробки разной величины? Давайте попробуем угадать нарушителей по величине коробок»

Дети предполагают кто из не названных животных может находиться в коробках: «Наверное, в самой большой коробке сидит медведь, в средней – волк, а в маленькой – заяц». Каждый ребёнок открывает по одной коробке и убеждается в правильности предположений.

 

         7. Упражнение  для глаз  «Моргалочки».  

             Педагог: «Поморгаем сильно – сильно, один, два, три, четыре, пять!

             А теперь ещё сильнее будем глазками моргать» (10 раз)

После упражнения дефектолог предлагает заметить, что изменилось. (Убежали нарушители: медведь, волк, лиса.)

 

8. «Схемы на память». Педагог: «Сейчас мы опять восстановим порядок на дачах, чтобы дачник был доволен, и оставим ему схемы.

Дети на мозаичных кружках с разными отверстиями кнопочками отмечают те места, где находятся плоды на их дачах. Затем отдают эти схемы главному дачнику.

 

9.     «Найди место». (За окном с биноклями)

        Педагог: «Посмотрите далеко, посмотрите близко.

                          Посмотрите высоко, посмотрите низко

                          Где же место есть для дачи, или смотрим мы неверно?»

 Ответы детей: «В городе дач не бывает. Их строят только за городом. Далее по желанию рассказывают про свои дачи или деревни у бабушек.