Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.
Вид занятия: Развитие зрительного восприятия - формирование сенсорных эталонов.
Занятие разработала и провела: Ильина Оксана Валерьевна, учитель – дефектолог
Цель занятия:
Формировать умение зрительно анализировать форму предметов сложной конфигурации.
Задачи занятия:
Образовательные: - Закреплять представления о геометрических фигурах;
- Побуждать ребёнка к самостоятельному высказыванию.
- Воспитывать познавательный интерес к современным техническим средствам.
- Воспитывать отзывчивость, готовность к решению проблемных ситуаций.
Коррекционные: - Упражнять в умении локализовывать взглядом отдельные части предметов, зрительно соотносить их с целым.
- Развивать мыслительный анализ – синтез, навыки рассуждения и умозаключения.
- Упражнять в соразмеренном контроле глаз за движением рук и ног.
- Активизировать прослеживающие функции глаз.
Предшествующая работа:
- Наблюдение за работой аппарата «Ксерокс»;
- семантические минутки - объяснение значения слов: ксерокс, факс, электронная почта, проектор, научно – исследовательский институт, инопланетяне…
- углубленное изучение особенностей 7 плоскостных и 5 объёмных фигур, предусмотренных программными требованиями (их узнавание, дифференциация, соотнесение, зрительный анализ).
1. Шнуры для перешагивания …………………………………………………..5шт.
2. Круг из ткани…………………………………………………………………..1шт.
3. «Послание от учёных» (письмо с заданиями)……………………….……...1шт.
4. Наборы геометрических фигур……………………………………………….3шт.
5. Схемы роботов………………………………………………………………....3шт.
6. Разрезные квадраты Б.П. Никитина……………………………………….….3шт.
7. Геометрические формы для одевания на руки……………………………....6шт.
8. Настенное зеркало с изображением контуров домиков………………….....1шт.
9. Проектор……………………………………………………………………..…1шт.
10. Ксерокс………………………………………………………………………….1шт.
11. Чудесные мешочки с формами……………………………………………… 3шт.
12. Магниты………………………………………………………………………...2шт.
13. Напольный мольберт………………………………………………………..…1шт.
14. Нарисованные лица инопланетян с недостающими деталями……………...3шт.
15. Комплекты деталей из самоклейки для робота………………………………3шт.
16. Чистый лист бумаги (формат А - 3)…………………………………………...1шт.
Литература:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)/ под ред. Л.И. Плаксиной, 2003.
Приёмы (в том числе коррекционные):
- игровая мотивация;
- вопросы – ловушки;
- использование современных технических средств;
- зрительные ориентировки;
- локализация заданного из множества;
- составление целого из частей;
- зеркальное соотнесение взором;
- активизация тактильно – двигательного анализатора;
- задания – путанки;
- зрительное слежение за движущимся объектом;
- работа в макропространстве;
- зрительно – мнестический поиск недостающего;
- детский самоанализ;
- использование ограниченного пространства (схемы);
- активизация хрусталика в работе на разном расстоянии.
Индивидуальная работа:
с Викой – оказать наводящую помощь при составлении квадрата из частей;
с Ромой – закрепить умение соотносить взором силуэт домика и его контурное изображение на зеркале
Ход занятия.
1. Организационный момент «Дорожка знаний». Педагог: «Перед нами дорожка знаний (Дети стоят в ряду, впереди них на расстоянии 40см друг от друга разложены пять шнуров разного цвета.)
- Шаг шагай, любую форму называй». Каждый ребёнок называет одну форму, перешагивая при этом через 1-ый шнур. Далее, второй проделывает то же самое, затем – третий. И так до окончания шнуров. В конце пути они подходят к кругу, лежащему на полу и встают на него.
2. «Деловое сообщение». Педагог: «Этот круг наш не простой, этот круг наш деловой.
Мы на круге постоим, о делах поговорим.
Ребята, сегодня в нашем детском саду по электронной почте был получен факс. Учёные научно – исследовательского института решили узнать, что умеют дети и смогут ли они заменить их, когда вырастут. Мы получили вот такую схему робота (демонстрируется детям) и конверты с деталями для его сборки. Но открывать их можно только после выполненных заданий. Давайте посоветуемся: попробуем выполнить эти задания или откажемся».
Рассуждения детей, принятие общего положительного решения.
3. «Помощь ксерокса». Педагог: «Ребята, как же нам быть, ведь схема всего одна, а нас трое?» (Предположения детей).
- Как хорошо, что учёные придумывают аппараты, которые облегчают работу людей. Давайте мы с вами обратимся за помощью к нашему ксероксу. (Дети подходят к ксероксу, и каждый копирует себе по одной схеме под руководством педагога, после чего проходят за столы и садятся).
4. «Отбери подходящие». Педагог: «Итак, мы попробуем пройти испытания учёных. Для начала внимательно рассмотрите схемы и поверните их обратной стороной вверх. Перед вами, в лоточке слева лежат геометрические формы. Среди этих форм найдите только те, которые использовались для составления схемы робота»
У каждого ребёнка свой набор. Дети находят нужные формы по памяти.
-Давайте повернём наши схемы и проверим, правильно ли мы выполнили задание. Андрей, какие формы выбрал ты, и для каких частей робота они пригодятся? А ты, Вика? Рома, что получилось у тебя?
(Объяснения детей)
5. «Собери квадраты». Педагог: «Ребята, перед вами, в лоточке справа лежат фигуры, из которых может получиться какая-то геометрическая форма. Попробуйте их собрать
У каждого ребёнка разный вариант разрезного квадрата. Дети выполняют задание.
Педагог: «Вот теперь учёные доверяют вам детали одной из частей робота – головы, остальное вы получите дальше, после следующих заданий».
6. «Соедини домики». Педагог: «Чтобы открыть следующий конверт с деталями, я предлагаю вам пройти к нашему зеркалу, на котором нарисованы контуры трёх, по-разному расположенных домиков разной конфигурации. Здесь в корзинках есть формы, попробуйте надеть их на ладошки, соединить в домики, и найти их отражения в зеркале. Вика, из каких форм состоит твой домик, и какого они цвета? А у тебя, Андрей? Рома, какой домик получился у тебя?».
Дети выполняют задание и доказывают, что это именно их домик, и они не перепутали. После чего получают конверт с деталями.
7. Упражнение для глаз «Бегающий магнит». Педагог: «А сейчас мы поможем своим глазкам. ( Дети садятся за столы, перед которыми установлен напольный мольберт.)
- Здесь на мольберте сейчас появится «бегающая» снежинка. Вам необходимо отгадать, какую форму она рисует, прослеживая за ней глазками. Не забудьте, что двигаются только глазки, а голова при этом отдыхает, не поворачивается».
Магнит последовательно «чертит» на мольберте геометрические формы. Дети отгадывают каждую из них.
-Ребята, а что вы заметили? Что за формы рисовала снежинка? (Предположения детей) Правильно, это формы нашей схемы робота.
8. «Ракета для роботов». Педагог: «А теперь я всех приглашаю на новое испытание, (дети переходят к тумбочке, где установлен проектор, рядом лежат «чудесные мешочки» и на стене прикреплён чистый лист бумаги), посмотрите, что здесь находится? (Ответы детей) Что вы видите на бумаге (ничего), но мы включим проектор и увидим…..(ракету). Попытайтесь узнать каждый свою форму в чудесном мешочке и, не называя вслух, обвести её на стене с помощью отражения с проектора».
После выполнения проектор выключается и проверяется, что получилось на листе.
- Ребята, чего не хватает у нашей ракеты, но было у ракеты с проектора? Правильно, иллюминаторов. Сколько их было? А сколько вас? Предлагаю каждому из вас дорисовать по одному иллюминатору.
После выполнения задания дети получают очередные детали робота.
9. «Помощь инопланетянам». Педагог: «Вместе с электронным письмом пришли вот эти странные рисунки с надписью «инопланетяне». (Нарисованные лица с недостающими деталями). Только не понятно, что с ними нужно делать. (Предположения детей). Помогите им, разберите, что пропущено и дополните изображения. Рома, каких частей не хватает у твоего инопланетянина? Вика, а у твоего? Андрей, что дорисовываешь ты?».
Дети садятся за столы, выполняют задание, объясняют, кто, что дополнил, и получают последние детали.
10. Сборка роботов. Педагог: «Вот мы и получили все детали. Теперь можем собирать роботов. Старайтесь, чтобы детали умещались в схеме и не выходили за контуры»
Дети наклеивают детали из самоклейки в схемы.
11. «Срочное сообщение». Раздаётся звонок на мобильный телефон (из института), просят пригласить кого-нибудь из детей. Педагог предлагает ответить любому ребёнку.
Голос из телефона: «Здравствуй, как тебя зовут? Вы уже выполнили наши задания? А теперь мы просим вас найти за окном формы, которых не было у робота».
Телефон замолкает, а ребёнок рассказывает сообщение всем остальным детям и воспитателю. После чего ребята находят формы за окном и объясняют, где они расположены.
12. Заключение. Педагог: «Вот и всё, и на пути снова кружок. Мы на нём все постоим, результат обговорим. Что у нас сегодня с вами получилось? Что было особенно трудно? Чем вам понравилась работа конструкторов? и т. д. И снова перед нами дорожка знаний. Шаг шагай, чему научился, называй».
После выполнения дети прощаются с дефектологом и уходят с помощником воспитателя в группу.