"Конструкторское бюро"

 

Конспект коррекционно - развивающего занятия с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.



Вид занятия: Развитие зрительного восприятия - формирование сенсорных эталонов.

 

Занятие разработала и провела: Ильина  Оксана  Валерьевна, учитель – дефектолог

                  

Цель занятия:

      Формировать умение зрительно анализировать форму предметов сложной конфигурации.

            

Задачи занятия:

       Образовательные: - Закреплять представления о геометрических фигурах;  

- Побуждать ребёнка к самостоятельному высказыванию.

        Воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес к современным техническим средствам.

- Воспитывать отзывчивость, готовность к решению проблемных ситуаций.

       Коррекционные: - Упражнять в умении локализовывать взглядом отдельные части предметов, зрительно соотносить их с целым.

- Развивать мыслительный анализ – синтез, навыки рассуждения и умозаключения.

-  Упражнять в соразмеренном контроле глаз за движением рук и ног.

-  Активизировать прослеживающие функции глаз.

         

Предшествующая работа:

-  Наблюдение за работой аппарата «Ксерокс»;

- семантические минутки - объяснение значения слов: ксерокс, факс, электронная почта, проектор, научно – исследовательский институт, инопланетяне…

         - углубленное изучение особенностей 7 плоскостных и 5 объёмных фигур, предусмотренных программными требованиями (их узнавание, дифференциация, соотнесение, зрительный анализ).

 

Контингент детей – участников: дети 6 лет с такими зрительными диагнозами, как астигматизм, гиперметропия, амблиопия, сходящееся косоглазие.

 

 Ресурсы:

1.     Шнуры для перешагивания …………………………………………………..5шт.

2.     Круг из ткани…………………………………………………………………..1шт.

3.     «Послание от учёных» (письмо  с заданиями)……………………….……...1шт.

4.     Наборы геометрических фигур……………………………………………….3шт.

5.     Схемы роботов………………………………………………………………....3шт.

6.     Разрезные квадраты Б.П. Никитина……………………………………….….3шт.

7.     Геометрические формы для одевания на руки……………………………....6шт.

8.     Настенное зеркало с изображением контуров домиков………………….....1шт.

9.     Проектор……………………………………………………………………..…1шт.

10.  Ксерокс………………………………………………………………………….1шт.

11.  Чудесные мешочки с формами………………………………………………  3шт.

12.  Магниты………………………………………………………………………...2шт.

13.  Напольный мольберт………………………………………………………..…1шт.

14.  Нарисованные лица инопланетян с недостающими деталями……………...3шт.

15.  Комплекты деталей из самоклейки для робота………………………………3шт.

16.  Чистый лист бумаги (формат А - 3)…………………………………………...1шт.

 

Литература:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения)/ под ред. Л.И. Плаксиной, 2003.

 

Приёмы (в том числе коррекционные):

- игровая мотивация;

- вопросы – ловушки;

- использование современных технических средств;

- зрительные ориентировки;

- локализация заданного из множества;

- составление целого из частей;

- зеркальное соотнесение взором;

- активизация тактильно – двигательного анализатора;

- задания – путанки;

- зрительное слежение за движущимся объектом;

- работа в макропространстве;

- зрительно – мнестический поиск недостающего;

- детский самоанализ;

- использование ограниченного пространства (схемы);

- активизация хрусталика в работе на разном расстоянии.

 

Индивидуальная работа:

     с Викой – оказать наводящую помощь при составлении квадрата из частей;

     с Ромой – закрепить умение соотносить взором силуэт домика и его контурное изображение на зеркале

   

                                               Ход занятия.  

 

1. Организационный момент «Дорожка знаний». Педагог: «Перед нами дорожка знаний (Дети стоят в ряду, впереди них на расстоянии 40см друг от друга разложены пять шнуров разного цвета.)

- Шаг шагай, любую форму называй». Каждый ребёнок называет одну форму, перешагивая при этом через 1-ый шнур. Далее, второй проделывает то же самое, затем – третий. И так до окончания шнуров. В конце пути они подходят к кругу, лежащему на полу и встают на него.

 

2. «Деловое сообщение». Педагог: «Этот круг наш не простой, этот круг наш деловой.

                                                             Мы на круге постоим, о делах поговорим.

 Ребята, сегодня в нашем детском саду по электронной почте был получен факс. Учёные научно – исследовательского института решили узнать, что умеют дети и смогут ли они заменить их, когда вырастут. Мы получили вот такую схему робота (демонстрируется детям) и конверты с деталями для его сборки. Но открывать их можно только после выполненных заданий. Давайте посоветуемся: попробуем выполнить эти задания или откажемся».

Рассуждения детей, принятие общего положительного решения.

 

3. «Помощь ксерокса». Педагог: «Ребята, как же нам быть, ведь схема всего одна, а нас трое?» (Предположения детей).

- Как хорошо, что учёные придумывают аппараты, которые облегчают работу людей. Давайте мы с вами обратимся за помощью к нашему ксероксу.    (Дети подходят к ксероксу, и каждый копирует себе по одной схеме под руководством педагога, после чего проходят за столы и садятся).

 

4. «Отбери подходящие».  Педагог: «Итак, мы попробуем пройти испытания учёных. Для начала внимательно рассмотрите схемы и поверните их обратной стороной вверх. Перед вами, в лоточке слева лежат геометрические формы. Среди этих форм найдите только те, которые использовались для составления схемы робота»

У каждого ребёнка свой набор. Дети находят нужные формы по памяти.

-Давайте повернём наши схемы и проверим, правильно ли мы выполнили задание. Андрей, какие формы выбрал ты, и для каких частей робота они пригодятся? А ты, Вика? Рома, что получилось у тебя?

     (Объяснения детей)

 

5. «Собери квадраты». Педагог: «Ребята, перед вами, в лоточке справа лежат фигуры, из которых может получиться какая-то геометрическая форма. Попробуйте их собрать

У каждого ребёнка разный вариант разрезного квадрата. Дети выполняют задание.

 Педагог: «Вот теперь учёные доверяют вам детали одной из частей робота – головы, остальное вы получите дальше, после следующих заданий».

 

6. «Соедини домики».  Педагог: «Чтобы открыть следующий конверт с деталями, я предлагаю вам пройти к нашему зеркалу, на котором нарисованы контуры трёх, по-разному расположенных домиков разной конфигурации. Здесь в корзинках есть формы, попробуйте надеть их на ладошки, соединить в домики, и найти их отражения в зеркале. Вика, из каких форм состоит твой домик, и какого они цвета? А у тебя, Андрей? Рома, какой домик получился у тебя?».

 Дети выполняют задание и доказывают, что это именно их домик, и они не перепутали. После чего получают конверт с деталями.

 

         7. Упражнение  для глаз  «Бегающий  магнит».  Педагог: «А сейчас мы поможем своим глазкам. ( Дети садятся за столы, перед которыми установлен напольный мольберт.)

- Здесь на мольберте сейчас появится «бегающая» снежинка. Вам необходимо отгадать, какую форму она рисует, прослеживая за ней глазками. Не забудьте, что двигаются только глазки, а голова при этом отдыхает, не поворачивается».

 Магнит последовательно «чертит» на мольберте геометрические формы. Дети отгадывают каждую из них.

-Ребята, а что вы заметили? Что за формы рисовала снежинка? (Предположения детей) Правильно, это формы нашей схемы робота.

 

8. «Ракета для роботов». Педагог: «А теперь я всех приглашаю на новое испытание, (дети переходят к тумбочке, где установлен проектор, рядом лежат «чудесные мешочки» и на стене прикреплён чистый лист бумаги), посмотрите, что здесь находится? (Ответы детей) Что вы видите на бумаге (ничего), но мы включим проектор и увидим…..(ракету). Попытайтесь узнать каждый свою форму в чудесном мешочке и, не называя вслух, обвести её на стене с помощью отражения с проектора».

 После выполнения проектор выключается и проверяется, что получилось на листе.

- Ребята, чего не хватает у нашей ракеты, но было у ракеты с проектора? Правильно, иллюминаторов. Сколько их было? А сколько вас? Предлагаю каждому из вас дорисовать по одному иллюминатору.

 После выполнения задания дети получают очередные детали робота.

 

9. «Помощь инопланетянам». Педагог: «Вместе с электронным письмом пришли вот эти странные рисунки с надписью «инопланетяне». (Нарисованные лица с недостающими деталями). Только не понятно, что с ними нужно делать. (Предположения детей). Помогите им, разберите, что пропущено и дополните изображения. Рома, каких частей не хватает у твоего инопланетянина? Вика, а у твоего? Андрей, что дорисовываешь ты?».

 Дети садятся за столы, выполняют задание, объясняют, кто, что дополнил, и получают последние детали.

 

10. Сборка роботов. Педагог: «Вот мы и получили все детали. Теперь можем собирать роботов. Старайтесь, чтобы детали умещались в схеме и не выходили за контуры»

Дети наклеивают детали из самоклейки в схемы.

 

11. «Срочное сообщение». Раздаётся звонок на мобильный телефон (из института), просят пригласить кого-нибудь из детей. Педагог предлагает ответить любому ребёнку.

 Голос из телефона: «Здравствуй, как тебя зовут? Вы уже выполнили наши задания? А теперь мы просим вас найти за окном формы, которых не было у робота».

 Телефон замолкает, а ребёнок рассказывает сообщение всем остальным детям и воспитателю. После чего ребята находят формы за окном и объясняют, где они расположены.

 

12. Заключение. Педагог: «Вот и всё, и на пути снова кружок. Мы на нём все постоим, результат обговорим. Что у нас сегодня с вами получилось? Что было особенно трудно? Чем вам  понравилась работа конструкторов? и т. д. И снова перед нами дорожка знаний. Шаг шагай, чему научился, называй».

 После выполнения дети прощаются с дефектологом и уходят с помощником воспитателя в группу.