Существует три кризисных периода пребывания ребёнка с нарушением зрения в специальном учреждении.
Первый период - от ясельного до конца дошкольного возраста. Этот период
наиболее острый и специфический, т.к. это период осознания своего отличия от
нормально видящих детей (средний и старший дошкольный возраст).
Второй кризисный период — это период перехода от дошкольной системы к
регулярному систематическому школьному обучению.
Третий - переход к обучению о средних классах.
Каждый период означает для ребёнка смену обстановки, учителей, товарищей,
появление новых требований к поведению в новом коллективе, установление связей
и своей позиции. Наличие зрительного дефекта во всех этих случаях усугубляет
состояние тревожности детей, неуверенности в своих силах и возможностях, может вызывать
стрессовые состояния.
Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с
пониманием и осознанием себя, своей личности, своего Я, как особого,
отличающегося от нормально видящих детей, пониманием того, что он не в состоянии
осуществлять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной
перцепции. И это вызывает у детей чувство неудовлетворения собой. Поэтому первым
направлением является выяснение того, как, в какой степени ребёнок осознаёт
себя как личность, имеющую свои собственные потребности и особенности.
Понимание своего дефекта или недостатка и осознание‚ необходимости его
коррекции способствует возникновению актов саморегуляции. С другой стороны
недостаточная сформированность произвольных психических процессов и
возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему у ребёнка с нарушениями
зрения затрудняет и замедляет процесс становления саморегуляции. Для того чтобы
определить степень и уровень готовности к саморегуляции, необходимо выяснить:
- знание ребёнком своих органов чувств. Это знание формируется на основе собственных
проб, проверок своих физических качеств двигательных способностей и понимания того,
что ему нравится или не нравится, что он может или не может сделать.
- понимание пользы для себя очков, лечения даже с помощью окклюзии,
специальных занятий по развитию зрения, приборов, помогающих ему видеть и
осуществлять необходимую деятельность.
- возникновение понимания необходимости организации своего личного места
для игр, занятий, отдыха.
- появление
желания бщаться с избранными детьми и взрослыми, создавать своё личное
окружение, личностное пространство.
- понимание
возможности попросить о помощи именно в то время, когда она ему требуется.
- появление интереса к своему внешнему виду и внешнему виду окружающих, умение
оценивать его. Отношение к необходимости носить очки, к виду своих глаз.
- различение
одежды, требующейся в разных условиях:
для игры на площадке, для поездки в гости, для занятий физкультурой и т.д.
- осуществление
самоконтроля за поведением, понимание несоответствия своего поведения в
некоторых ситуациях и стремление выработать с помощью взрослого правильные и
приемлемые для общества формы поведения.
Второе
направление связано со
специфическими проблемами социальной адаптации дошкольника с нарушениями
зрения. Оно предполагает наличие и развитие навыков и качеств ребёнка,
помогающих ему жить в обществе, разрешая возникающие конфликты и трудности как
с помощью взрослых, так и самостоятельно.
Для этого
необходимо знать:
- Как у ребёнка
развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, о других
людях, об окружении. Как он использует полисенсорный характер восприятия при
знакомстве с людьми и окружением, не вызывает ли у него страх встреча с новыми
предметами.
- Как он
получает информацию от других людей, и как её
использует. Нет ли у него боязни общения с людьми. Не
замыкается ли он в узком кругу родных и близких.
- Задаёт
ли он вопросы, чтобы получить новую информацию или пассивен в приобретении
новых знании.
- Создаёт
ли он свою индивидуальную систему средств
получения информации, ограниченную нарушением зрения, имеет ли навыки
использования окружающей обстановки, людей.
- Предлагает
ли он свою помощь другим детям и взрослым.
- Понимает
ли он, что для участия в общем деле с коллективом детей и взрослых необходимо соответствующее
поведение, уважение к участникам и подчинение общественным правилам. Например,
ждать своей очереди, делиться материалами, игрушками и т.д.
- Использует
ли зрительный контакт с людьми вне зависимости от остроты зрения и периода
лечения.
- Есть ли интерес к людям, находящимся за
пределами семьи, интересуется ли соседями, имеет ли с ними контакт.
- Узнаёт
ли друзей не только по имени, но по голосу, походке, одежде, росту и
индивидуальным качествам, присущим только им.
Третье
направление связано с
необходимостью формирования знаний, навыков и психологической готовности выйти
за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом,
преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством. Выявляются у
детей представления об обществе, социальных службах, умение пользоваться
достижениями современной техники и т.д. При наблюдении и обследовании детей
следует уделить внимание следующему:
-
Расширяются ли у ребенка представления об обществе, какие общественные
институты он знает и какие функции они выполняют (почта, магазин, больница,
банк и т.д.).
- Может
ли ребёнок описать словесно маму, папу, соседа по дому: какой у него внешний
вид, кто он по профессии, чем занимается, как зовут (полное имя, отчество и
желательно фамилию).
- Что ребенок знает о деньгах и их использовании.
- Имеет
ли он представление о времени, его периодах, его делении (часы, минуты, утро,
вечер, ночь, день, неделя, месяц, год).
- Умеет
ли ребенок пользоваться телефоном, может ли включать - выключать радио,
телевизор, магнитофон и другие технические средства получения ин информации.
- Знает
ли он транспортные средства (такси, троллейбус, автобус и т.д.), как ими
пользоваться, как платить за проезд.
- Может
ли он описать работу различных социальных служб (поликлиника, почта и т.д.) и
назвать некоторые профессии (медсестра, пожарный, милиционер и т.д.)
Четвёртое
направление связано с выяснением
отношения к труду, наличием качеств, необходимых для его выполнения и уровнем
владения простейшими трудовыми навыками, формирование которых затруднено из-за
нарушенной координации движений глубинного зрения. Выясняется:
- Как
ребёнок описывает и что знает о трудовой деятельности членов своей семьи дома и
на работе.
- Насколько
понимает ответственность за выполнение
поручений и работ, насколько осознает, что его действия являются помощью в
работе маме, папе, сёстрам и т.д.
- Есть ли
понимание того, что выполненная работа оценивается и вызывает в ответ поощрение
материальное или словесное.
-
Насколько и когда ребенок начинает кооперироваться с друзьями, чтобы завершить
групповую работу и достичь общей цели. Владеет ли средствами, обеспечивающими
координацию действий при выполнении заданий
- Способен
ли ребёнок следовать указаниям и советам по совершенствованию выполняемой им работы.
- Может
ли словесно характеризовать и описывать действия с предметами.
- Может
ли определять различные знакомые профессии по атрибутам и униформе (каска,
почтовая сумка, белый халат и т.д.).
-
Испытывает ли радость и гордость при правильном выполнении задания.
- Представляет
ли, мечтает ли, кем хочет быть, когда вырастет.
Эти
четыре направления показывают процесс становления у ребёнка понимания себя, как
индивидуальности, положения в жизни и обществе, уровень самостоятельности и
самочувствия. Обследование этого и оценка производится детально психологом.
В конце
дошкольного возраста необходимо провести обследование готовности ребенка к школьному
обучению.
На начальном этапе учение является ещё неосознанным
процессом, обслуживающим нужды других видов деятельности (игра, продуктивная
деятельность), и их мотивация переносится на усвоение знаний. Таким образом, учение
на первых этапах имеет неучебную мотивацию. Когда ребёнок начинает действовать
из интереса к новым формам умственной деятельности и у него появляется активное
отношение к объектам изучения, это говорит о возникновении элементарных
познавательных и учебных мотивов. У детей появляется особая чувствительность к
оценке результатов учения, исправлению своих ошибок, желание решать «трудные»
задачи. Это свидетельствует о становлении уже учебной деятельности. Но она ещё
довольно часто протекает в форме игр, особенно дидактических, способствующих её
укреплению.
Тифлопсихология
и тифлопедагогика, выдвигая специфический дидактический принцип работы воспитателя
с детьми, имеющими нарушения зрения, а именно принцип усиленного педагогического
руководства (И.С. Моргулис), связывает учебную деятельность с активной позицией
ребёнка и учителя и вызывает необходимость коррекционно - педагогического
воздействия при организации и осуществлении педагогического процесса
Л.С.
Выготский считал формирование отношения ребёнка к требованиям взрослого
основным мотивом, определяющим и характеризующим учебную деятельность. Систему
требований к ребёнку Л.С. Выготский называл программой воспитателя. В раннем детстве
ребёнок субъективно не осознаёт эту программу, но постепенно к концу дошкольного
периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и
его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями
к себе самого ребёнка.
Ребенок с
нарушениями зрения должен научиться воспринимать учебную задачу, принимать её
как необходимость для выполнения, подчиняя свои действия её решению, усвоить
новый материал и применить его в решении поставленной учебной задачи.
Организационно-волевая
сторона учебной деятельности является наиважнейшей в компенсации зрительной
недостаточности. Именно активность ребёнка с нарушениями зрения в познании,
умении добиваться результатов, несмотря на значительные трудности практического
выполнения, обеспечивают успешность учебной деятельности.
Учебная
деятельность детей с нарушениями зрения, имеет особенности, обусловленные
патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у
всех детей, однако ее стойкость у детей с нарушениями зрения значительно ниже. При
трудностях выполнения деятельности она заменяется на другую. При этом
поставленную воспитателем цель – выполнить последовательный ряд заданий - дети
выполняют только частично (одно из заданий), но считают, что цель достигнута.
Учебная
деятельность протекает в более замедленном темпе, особенно е первые периоды её
становления.
Становление
учебной деятельности представляет длительный процесс, в течение которого
происходит адаптация детей к новым требованиям, развитие произвольности, теоретического
абстрактного мышления, что обеспечивает детям успешное решение задач. В этом
процессе адаптации к новым требованиям у детей с нарушениями зрения возникают
разные чувства - удовлетворения или огорчения, чувство комфорта в знакомой
ситуации или страх перед незнакомой, чувство общности с соучениками и понимания
с воспитателем, или, наоборот, изоляции от их общества, чувство своей
компетентности в решении предъявляемых задач или
Некомпетентности,
появление и укрепление надежды и уверенности е своих силах преодолеть трудности,
вызванные дефектом зрения или потеря этой уверенности.
Подготовка
ребёнка к школе описывается в достаточно большом количестве исследований, посвященных
этому периоду развития нормально видящего ребёнка. Среди них следует выделить
такое исследование, как «Подготовка ребенка к школе» (М., 1991), написанное группой
авторов под редакцией Л. К Великановой, включающее комплекс ориентировочной
и углублённой оценки готовности детей к школе по медицинским и психолого - педагогическим
критериям. Тесты, приведённые в книге, могут быть использованы при обследовании
детей с нарушениями зрения. Однако даже стандартизированные тесты должны быть
адаптированы и изменены по нескольким направлениям. Одно из них - увеличение
времени на выполнение теста, увеличение размеров, контрастности, снятие загруженности
фона, нанесение рельефности контуров или барельефного изображения.
Литература:
Особенности
психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении:
Методические рекомендации /Н.Л. Анисимова, И.В. Новичкова, Л.И. Солнцева; под
ред. Л.И. Солнцевой. – М., 2001. – 96с.