Понятие о дефекте и компенсации

        Дефект – это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены: 1) неблагоприятными генетическими факторами, хромосомной патологией (наследственные дефекты); 2) различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предродовые и родовые травмы, нарушение питания плода и др.).

Приобретенные дефекты могут быть следствием: 1) перенесенных в постнатальный период  заболеваний инфекционного характера (менингит, энцефалит, грипп, туберкулез и т.д.); 2) интоксикацией; 3) травм; 4) аномалии зрения (слепота, слабовидение) могут быть вызваны заболеваниями глаз, т.е. возникать самостоятельно.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболевания преломляющих и прозрачных сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к первичным соматическим дефектам. Они, в свою очередь, вызывают вторичные функциональные отклонения (снижение vis, нарушение поля зрения, свето-и-цветоощущения), а это отрицательно влияет на развитие ряда психических процессов (ощущения, воспроизведения, представления и т.д.). Итак, вторичные отклонения – это цепь, в которой одно вызывает другое. Отсюда вывод, что между соматическим дефектом и развитием психики имеется связь, при чем дефект не только образует длинную цепь возникающих психических отклонений, но и вызывает их взаимодействие между собой.

Впервые сущность дефекта была вскрыта Л.С. Выготским. Он не только раскрыл структуру дефекта, но и выдвинул задачу компенсации вторичных дефектов, при чем, главным образом, доразвитие высших психических функций, т.к. компенсация элементарных функций возможна только при устранении соматического дефекта. Т.е. педагогическое вмешательство возможно только при условии устранения первичного дефекта. Такой взгляд был ошибочным. Он противопоставил первичные и вторичные дефекты и ограничил функции педагогов на воздействие последних. Современные исследования свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения компенсируются почти все нарушенные функции, при чем компенсация психических функций, т.е. вторичных отклонений  (н-р, восприятия) в ряде случаев влечет за собой и физиологическую компенсацию (улучшение зрительных функций). Это говорит о проявлении закона единства структуры  и функции. Отсюда следует, что коррекционно-компенсаторная работа должна быть направлена на весь комплекс вторичных отклонений и на вызывающий их соматический дефект.

Любой дефект (т.е. физический или психический недостаток) неизбежно ведет к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсация определяется как универсальная способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. Это – «физиологическая мера организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций (Павлов.) Но компенсаторное приспособление организма при наличии тяжелых дефектов (слепота, слабовидение), не может быть достаточным. Компенсация слепоты и слабовидения – явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. Впервые материалистическое понимание компенсации было дано Вигдорчиком, который говорил, что компенсация зависит от: 1) конституционных особенностей человека (фенотип); 2) возраста индивида (чем раньше, тем успешнее); 3) волевой установки; 4) характера дефекта; 5) побочных дефектов;  6) факторов внешней среды, социальных условий.

В тифлопсихологии компенсация рассматривается как процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций.

Выше указывалось, что дефект неоднозначно влияет на отдельные психические процессы и компоненты личности. На такие свойства личности, как мировоззрение, моральные черты характера и др. слепота и слабовидение не оказывают никакого влияния.

Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетельствует о том, что ранее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления. Рассматривая компенсацию как приспособление к новым условиям существования при серьезном ограничении или отсутствии возможности визуально воспринимать окружающее, следует иметь в виду случаи псевдокомпенсации, т.е. приспособления к дефекту: частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путем использования сохранных органов чувств. Здесь отсутствует осознаваемая перестройка и происходит противодействие «стихийному» приспособлению. Это обуславливается и физиологически (прочность ранее сложившегося стереотипа, врожденное стремление вести себя как существо оптическое), так и психологически (желанием внешне, поведенчески не отличаться от нормально видящих).

 

Литература:

А.Г. Литвак «Тифлопсихология» М. ,,Просвещение», 1985