Зрительная гимнастика в стихах

            Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складываются в образы.

Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.

Достоинство гимнастики в стихах заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, но они полностью окупаются возросшим объёмом внимания, сохранением и укреплением здоровья детей, желанием помочь малышам с нарушениями зрения – развить их способность к восприятию и переработке информации, улучшить функциональное состояние организма, повысить работоспособность без вреда организму.

 

Пример зрительных гимнастик в средней группе

 

Тема

Стихи

Движения

«Овощи»

Стручки гороха

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

 

- Моргание глазами

-Перевод взора вправо, влево.

- Перевод взора вверх, вниз.

- Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Фрукты, ягоды»

Яблоко

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

 

 

- Широкое открывание глаз.

- Перевод взора вправо-влево.

- Перевод взора вверх-вниз.

- Закрывают глаза.

Повтор 2-3 раза)

«Деревья»

Тополь

Может, с крыши, может, с неба

То ли вата, то ли пух,

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка.

 

 

-Перевод взора вправо, влево.

- Перевод взора вверх, вниз.

- Моргание глазами.

- Широкое открывание глаз.

- Закрывают глаза.

-Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Кусты»

Сирень

Расцветают кусты

Ярко-нежной красоты.

Их сиренью зовут,

Запах их то там, то тут.

 

 

- Перевод взора вправо-влево.

- Широкое открывание глаз.

- Моргание глаз

- Закрывание глаз с вдохом через нос.

(Повтор 2-3 раза)

«Грибы»

Опята

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Г.Новицкая

 

-Перевод взора вправо- влево.

- Перевод взора вверх- вниз.

- Широкое открывание глаз.

- Моргание глазами.

(Повтор 2-3 раза)

«Посуда»

Чайник  (из II мл. группы)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела».

 

- Моргание глазами.

- Перевод взора вправо-влево.

- Широко открывают глаза.

- Закрывают глаза и представляют, как пьют чай.

Повтор 2-3 раза)

«Человек, кукла»

Машенька С.Капутикян

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой таз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

 Причешется, оденется.

 

- Моргание глазами

 

-Перевод взора вправо- влево.

 

- Перевод взора вверх- вниз.

 

- Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Одежда»

Одежда

Ох. Испачкалась одежда,

Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

 

- Широко открывают глаза.

-Перевод взора вправо- влево.

- Движение взором по кругу.

- Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Домашние животные»

 

Кошечка

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком.

 

 

- Легкое поглаживание закрытых глаз от внешнего края глаз к внутреннему.

- Перевод взора вправо-влево.

- Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Дикие животные»

Ёж

Страшен ёжик нам на вид,

Всем иголками грозит.

Только знаем мы с сестрой:

Ёжик наш совсем не злой.

 

- Широко открывают глаза.

- Сильно зажмуривают глаза.

- Взор переводят вправо-влево.

- Моргают глазами.

(Повтор 2-3 раза)

«Домашние птицы»

Петух (из II мл. группы)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный!

 

-Моргают глазами.

- Перевод взора вправо-влево.

- Широко открывают глаза, моргают.

- Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Зимующие птицы»

Дятел

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Б. Тимофеев

 

- Моргание глазами.

- Широко открывают глаза.

- Перевод взора вправо-влево.

- Перевод взора вверх-вниз.

(Повтор 2-3 раза)

«Перелетные птицы»

Грач

Всех перелетных птиц черней

Чистит пашню от червей.

По полям несется вскачь

А зовется птица грач!

 

- Закрывают глаза.

- Диагональ слева-направо.

- Диагональ справа-налево.

- Моргают.

Повтор 2-3 раза)

«Транспорт»

Светофор

Три света есть у светофора,

Они понятны для шофера:

Красный свет-проезда нет,

Желтый- будь готов к пути,

А зеленый свет-кати!

 

- Взор переводят вверх-вниз.

- Моргают глазами.

- Широко открывают глаза.

- Закрывают глаза.

- Взор переводят вправо, влево.

 (Повтор 2-3 раза)

«Насекомые»

Пчела

Домовитая хозяйка,

Полетела над лужайкой.

Потрудилась над цветком,

Покормила нас медком.

 

- Взор переводят вверх-вниз.

- Взор переводят вправо-влево.

- Широко открывают глаза.

- Закрывают глаза.

(Повтор 2-3 раза)

«Травы»

Одуванчик (из II мл. группы)

Раз-налево, два-направо,

Одуванчик сделал круг,

Приземлился, огляделся,

И нашел себе подруг!

 

- Перевод взора влево- вправо.

- Вращают глаза по кругу.

- Закрывают глаза.

- Широко открывают глаза.

- Моргают глазами.

(Повтор 2-3 раза)

«Цветы»

Ромашка

Стоит-глядит кудряшка-

Белая рубашка.

Желтое сердечко.

Зовут её ромашка.

 

-Вращают по кругу вправо.

-Вращают по кругу влево.

- Широко открывают глаза.

- Моргают глазами.

(Повтор 2-3 раза)