Роль проектной деятельности в развитии дошкольников с нарушенным зрением

           Основным смыслом и целью образования сегодня становится развитие личности, в том числе развитие личности ребенка со статусом ОВЗ. В законе об образовании в качестве приоритетных выделены такие цели как самопознание, самоопределение личности, формирование умения делать ответственный выбор. Именно поэтому все большую популярность обретают методики, которые вместо передачи готовых знаний, информации предусматривают обеспечение возможности самостоятельно мыслить и действовать. Этому в полной степени соответствует метод проектной деятельности.

Проект рассматривается как особая организация образовательного процесса позволяющая развивать в ребенке с нарушением зрения наблюдательность, любознательность и стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы. Из-за негативного влияния нарушенных зрительных функций дети с нарушением зрения имеют свои особенности психофизического развития. В связи с этим у них наблюдаются особые познавательные потребности. Их связь с окружающим миром, самопознание, освоение любой деятельности, в том числе проектной, происходят на суженной сенсорной основе. Кроме этого, слабовидящим детям свойственно отставание по темпу развития:

-ведущих видов деятельности

-умений и навыков в отдельных сферах развития личности ребенка.

В познавательной сфере наблюдается недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений об окружающем. В сенсорной сфере ­ – отставание в развитии скорости, осмысленности, константности восприятия. В двигательной сфере – отставание в освоении двигательных навыков их объема и качества, снижение общей и двигательной активности. Кроме этого, таким детям свойственны:

- пассивность к новому, нерешительность, отсутствие или слабое проявление любознательности;

- стереотипность поведения и речи;

- недостаточная развитость внимания;

- трудности овладения умственными действиями и операциями обобщения, сравнения, группировки, абстрагирования и др.;

- недостаточная сформированность социальных эталонов, неточность движений;

- возможность появления и развития вторичных отклонений: психомоторных мнемических (образы памяти), коммуникативных.

Это далеко не полный перечень особенностей слабовидящих детей, которые отягощают организацию с ними проектной деятельности, которая в свою очередь создает большие возможности для коррекции недостатков психического развития этих детей.

Однако необходимо выделить отличия проектной деятельности от традиционной образовательной:

- нормы четко не определяются – и педагог и ребенок попадают в ситуацию неопределенности;

- технология проектной деятельности ориентирована на исследование, а не на усвоение материала, заданного педагогом;

- педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен навязывать свои варианты её решения;

- эмоциональная поддержка педагога не должна превращаться в готовность воспитателя выполнить действия за ребёнка;

- воспитатель не должен объяснять ребёнку что и как надо сделать, сначала надо выяснить как осмысливает ситуацию сам ребенок.

Если проектная деятельность организована правильно, то она обеспечит ребёнку с нарушенным зрением накопление опыта, поможет сформировать умение самостоятельно мыслить и действовать. В процессе проектной деятельности ребёнок легче познает себя и окружающий мир, воплотит новые знания в реальные продукты, начнёт стремиться к самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы. Проектная деятельность позволит слабовидящему ребёнку самоутвердиться, так как для него особо важным является собственное положение в обществе сверстников. В процессе проектной деятельности формируется умение находить своё место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте поможет ему почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, укрепить в себе позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я смогу», «Я умею». Появляется возможность проявить индивидуальность, утвердить определённое положение в группе. Проектная деятельность обеспечивает такому ребёнку:

-возможность действовать в своём темпе;

-проявлять творчество;

- применить освоенные ранее знания и умения;

-достичь субьективно значимый результат;

-принять участие в широком спектре действий;

-осознать важность не только результата, но и процесса и способов его достижения.

В ходе работы над проектом ребёнок с нарушенным зрением учится выполнять действия по словесной установке, что активизирует компенсаторные механизмы слухового анализатора, обогащает оценочную лексику, самостоятельное речевое планирование. Кроме этого, происходит активизация различных зрительных функций: сосредоточения, прослеживания, фиксации заданного, контроля зрения за движением руки, зрительного поиска, глазомера. Вместе с этим активизируется зрительно-двигательная ориентация, развивается зрительно-слуховая и зрительно-осязательная ориентировка. Всё это способствует более быстрой адаптации к окружающему в период окклюзионного лечения.

 

Литературные источники:

 

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7.12.2017 г. Протокол № 6/17.)

2. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М. 2014 г.

3.Дыбина О.В., Щетинина, В.В.Подъяков Ребёнок в мире поиска/Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников М. Т.Ц. СФЕРА 2017 г.

4. Ермаков В.П. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М. Гуманитарный центр  Владос 2000г.

5. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ, М. 2012 г.