Цель детского сада по ФГОС: обеспечить детям полноценное и радостное проживание детства как уникального периода развития и формирования личности ребенка через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения. Данная цель определяет необходимость создания особой развивающей предметно-пространственной среды.
Под
развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную
комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и
времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, в которой
возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую
деятельность всех детей группы.
ФГОС
ДО выдвигает ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде, в
том числе «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования» (глава III, ст. 3 ФГОС ДО) [10].
Данное
положение обуславливает необходимость оптимизации предметно - пространственной коррекционно-развивающей
среды и в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Весьма
актуально это в группах для детей с разной структурой зрительного дефекта.
По
современным научным данным (Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина), контингент
дошкольников с нарушениями зрения изменяется. Изменения имеют несколько
тенденций:
• увеличение количества детей, имеющих
остаточное зрение;
• наличие у одного ребенка по два- три
зрительных диагноза;
• увеличение у детей числа сопутствующих
заболеваний.
Независимо
от тяжести структуры зрительного дефекта, состояния здоровья, познавательных
возможностей, педагоги должны создавать в группе условия, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ребенка. Решение
данной задачи невозможно без создания в образовательной организации современной
предметно-пространственной и коррекционно-развивающей среды.
Предметно-пространственная
среда является стимулом развития ребенка, способствует организации его
деятельности, имеет большое воспитательное, а при нарушениях зрения
коррекционное и компенсаторное воздействие.
Требования
к развивающей предметно-пространственной среде.
1.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства группы, детского сада, а
также территории, прилегающей к детскому саду или находящейся на небольшом
удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая
предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию
различных образовательных программ;
- в
случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
-
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
-
учет возрастных особенностей детей.
4.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать
возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное
пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе
техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым,
спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация
образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
-
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе
с песком и водой);
-
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
-
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность
самовыражения детей;
-
коррекцию зрительных нарушений и вторичных отклонений.
Трансформируемость
пространства
предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей;
Наличие
модульной мебели, быстрое перестроение интерьера помещений позволяет ребенку
быстрее осваивать общение с окружающей средой, развивать мобильность и
усиливает развитие адаптивных навыков. Для всестороннего развития детей с
нарушениями зрения необходимо предоставить им возможность полностью
использовать пространство и принимать активное участие в организации
коррекционно-развивающей среды. Это способствует развитию их ориентировки в
пространстве, осязательного, зрительного и слухового восприятия, мышления и
других психических функций.
Привлекать
ребенка к перестроению коррекционно-развивающей среды возможно только после
того, когда ребенок уже хорошо знает среду, может легко выделить свойства и
отношения предметов, которые его окружают. При активном освоении пространства и
его элементов дети усваивают не только сам факт освоения форм, пространственных
отношений, но и те признаки, которые лежат в их основе.
Полифункциональность материалов предполагает:
-
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
-
наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом
употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
Игровое
оборудование распределяют в групповой, спальной и раздевальной поставить
складные кровати, которые на время бодрствования детей будут собраны, а
свободное пространство будет использовано для подвижных или сюжетно-ролевых игр
детей. Здесь же можно располагать оборудование для моделирования
пространственных взаимоотношений между объектами, как в большом, так и малом
пространстве.
Вариативность среды предполагает:
-
наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
-
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность детей.
Вариативность
предметно-пространственной среды достигается за счет организации различных функциональных
пространств и наличия разнообразных материалов и игрушек, периодичной их
сменяемости. Смена материалов и объектов среды происходит постепенно после
того, как ребенок хорошо освоил то, что было подготовлено заранее. Здесь
прослеживается учет специфики организации свободного, безбарьерного
передвижения и контакта, общение детей с окружающей средой.
Коррекционную
направленность предметно-пространственной среды обеспечивают средства для
сенсорного, моторного, интеллектуального развития ребенка, обеспечения
психологической комфортности (например, «уголок уединения»), формирования
социально -адаптивных знаний, навыков и умений.
Организация
уголка природы несет в себе важное коррекционное значение в развитии любви к
живой природе и снимает многие негативные эмоциональные переживания, что весьма
важно для детей с патологией зрения.
Приветствуется
создание уголков экспериментирования. При этом оборудование нужно подбирать
так, чтобы дети могли самостоятельно находить необходимые предметы и проводить
опыты.
Физкультурное
оборудование, пособия для организации сюжетно-ролевых игр, наборы для показа
кукольного театра, уголки уединения могут быть размещены как в игровых
комнатах, так и в других помещениях: холле, спальнях, музыкальном зале,
раздевалке. Такое размещение оборудования позволяет детям самостоятельно найти
занятие, уединиться с любимой игрушкой.
Доступность среды предполагает:
-
доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
-
свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности;
- исправность
и сохранность материалов и оборудования.
При
организации предметно-пространственной среды важно обеспечить доступность
информации, получаемой ребенком, с целью эффективной ориентировки в окружающем.
Прежде
всего, речь идет о доступности зрительной информации. С этой целью необходимо
учитывать офтальмо-гигиенические требования к иллюстрациям, пособиям, игрушкам
(величина, исключение мелкой деталировки, повышенная цветовая контрастность и насыщенность,
др.) и эргономические требования к условиям деятельности ребенка (освещенность,
посадка и т.п.). При этом важно помнить, что игрушки в информационное поле
детей вводятся постепенно, по мере овладения ребенком способами деятельности с
ними. Целесообразно, чтобы игрушки и пособия отражали не только визуальные, но
и сенсорные характеристики, получаемые посредством осязательного, слухового,
обонятельного восприятия, что обеспечивает доступность получения информации в
зависимости от способов познания окружающего мира всем категориям детей с
нарушениями зрения.
При
организации развивающей среды для слабовидящего и незрячего ребенка надо
помнить, что он затрудняется или не имеет возможности самостоятельно
ориентироваться в расположении игрового оборудования в групповой комнате. В
виду этого, каждому предмету должно быть отведено определенное, удобное для
ребенка, место, обозначенное как визуальными, так и тактильными ориентирами.
Ребенка необходимо познакомить с изменениями в расположении игрушек или с
внесением новых. Аналогичные требования нужно соблюдать и при размещении
предметов для самообслуживания.
Для
обеспечения мобильности незрячего ребенка предлагается использовать различные
виды напольных покрытий, коврики и дорожки из разных материалов, позволяющих
самостоятельно ориентироваться в групповом пространстве посредством
осязательной чувствительности стоп. Кроме того, специфические ориентиры
целесообразно расположить и на стенах на уровне рук ребенка, выделяя
направление движения и обозначение объектов, встречающихся на пути, цветом и
фактурой.
Безопасность
предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Безопасность
предметно - пространственной среды для детей с нарушениями зрения достигается,
прежде всего, за счет грамотной расстановки мебели, что особенно важно для
слепых дошкольников. Это обусловлено тем, что полная или частичная потеря
зрения затрудняет ориентировку в пространстве, ограничивает мобильность
дошкольников. С целью преодоления страха перед передвижением в пространстве,
развития активности и самостоятельности необходимо обеспечить стационарную
расстановку мебели и оборудования, автономность функциональных зон, отсутствие
пересечения функциональных зон с путями движения. Например, можно расставить
мебель и игровое оборудование по периметру группы, не перекрывая основные пути
передвижения к значимым объектам (игровой уголок, туалетная комната и т.п.).
Желательно, чтобы столы были с закругленными концами. Стол для незрячего
ребенка можно разместить так, чтобы он мог подойти к нему с разных сторон. При
этом игровые уголки целесообразно расположить так, чтобы воспитатель и
тифлопедагог имели возможность видеть и наблюдать за всеми детей группы и
вовремя оказать им необходимую помощь.
Педагоги
группы продумывают маршруты, которые должен освоить ребенок: путь от шкафчика в
групповую комнату, в групповой комнате находить игровой уголок, оформленный
специально для незрячего ребенка. Ребенка необходимо знакомить с любыми
изменениями в расположении мебели, игрушек, с появлением в группе новых
объектов.
Грамотно
построенная предметно-пространственная среда обеспечивает взаимосвязь лечебно -
восстановительной работы с психолого - педагогическими мероприятиями,
способствует решению коррекционно-развивающих задач, формированию у ребенка
социально адаптивных способов поведения и взаимодействия с окружающим, развитию
его мобильности и самостоятельности, а также имеет большое воспитательное
значение.