Развивающая предметно-пространственная среда в группах для слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Цель детского сада по ФГОС: обеспечить детям полноценное и радостное проживание детства как уникального периода развития и формирования личности ребенка через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения. Данная цель определяет необходимость создания особой развивающей предметно-пространственной среды.

Под развивающей предметно – пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно – творческую деятельность всех детей группы.

ФГОС ДО выдвигает ряд требований к развивающей предметно-пространственной среде, в том числе «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования» (глава III, ст. 3 ФГОС ДО) [10].

Данное положение обуславливает необходимость оптимизации предметно - пространственной коррекционно-развивающей среды и в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Весьма актуально это в группах для детей с разной структурой зрительного дефекта.

По современным научным данным (Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина), контингент дошкольников с нарушениями зрения изменяется. Изменения имеют несколько тенденций:

•    увеличение количества детей, имеющих остаточное зрение;

•    наличие у одного ребенка по два- три зрительных диагноза;

•    увеличение у детей числа сопутствующих заболеваний.

Независимо от тяжести структуры зрительного дефекта, состояния здоровья, познавательных возможностей, педагоги должны создавать в группе условия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей каждого ребенка. Решение данной задачи невозможно без создания в образовательной организации современной предметно-пространственной и коррекционно-развивающей среды.

Предметно-пространственная среда является стимулом развития ребенка, способствует организации его деятельности, имеет большое воспитательное, а при нарушениях зрения коррекционное и компенсаторное воздействие.

 

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, детского сада, а также территории, прилегающей к детскому саду или находящейся на небольшом удалении, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей;

- коррекцию зрительных нарушений и вторичных отклонений.

 

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Наличие модульной мебели, быстрое перестроение интерьера помещений позволяет ребенку быстрее осваивать общение с окружающей средой, развивать мобильность и усиливает развитие адаптивных навыков. Для всестороннего развития детей с нарушениями зрения необходимо предоставить им возможность полностью использовать пространство и принимать активное участие в организации коррекционно-развивающей среды. Это способствует развитию их ориентировки в пространстве, осязательного, зрительного и слухового восприятия, мышления и других психических функций.

Привлекать ребенка к перестроению коррекционно-развивающей среды возможно только после того, когда ребенок уже хорошо знает среду, может легко выделить свойства и отношения предметов, которые его окружают. При активном освоении пространства и его элементов дети усваивают не только сам факт освоения форм, пространственных отношений, но и те признаки, которые лежат в их основе.

 

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

- наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Игровое оборудование распределяют в групповой, спальной и раздевальной поставить складные кровати, которые на время бодрствования детей будут собраны, а свободное пространство будет использовано для подвижных или сюжетно-ролевых игр детей. Здесь же можно располагать оборудование для моделирования пространственных взаимоотношений между объектами, как в большом, так и малом пространстве.

 

Вариативность среды предполагает:

- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Вариативность предметно-пространственной среды достигается за счет организации различных функциональных пространств и наличия разнообразных материалов и игрушек, периодичной их сменяемости. Смена материалов и объектов среды происходит постепенно после того, как ребенок хорошо освоил то, что было подготовлено заранее. Здесь прослеживается учет специфики организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общение детей с окружающей средой.

Коррекционную направленность предметно-пространственной среды обеспечивают средства для сенсорного, моторного, интеллектуального развития ребенка, обеспечения психологической комфортности (например, «уголок уединения»), формирования социально -адаптивных знаний, навыков и умений.

Организация уголка природы несет в себе важное коррекционное значение в развитии любви к живой природе и снимает многие негативные эмоциональные переживания, что весьма важно для детей с патологией зрения.

Приветствуется создание уголков экспериментирования. При этом оборудование нужно подбирать так, чтобы дети могли самостоятельно находить необходимые предметы и проводить опыты.

Физкультурное оборудование, пособия для организации сюжетно-ролевых игр, наборы для показа кукольного театра, уголки уединения могут быть размещены как в игровых комнатах, так и в других помещениях: холле, спальнях, музыкальном зале, раздевалке. Такое размещение оборудования позволяет детям самостоятельно найти занятие, уединиться с любимой игрушкой.

 

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

При организации предметно-пространственной среды важно обеспечить доступность информации, получаемой ребенком, с целью эффективной ориентировки в окружающем.

Прежде всего, речь идет о доступности зрительной информации. С этой целью необходимо учитывать офтальмо-гигиенические требования к иллюстрациям, пособиям, игрушкам (величина, исключение мелкой деталировки, повышенная цветовая контрастность и насыщенность, др.) и эргономические требования к условиям деятельности ребенка (освещенность, посадка и т.п.). При этом важно помнить, что игрушки в информационное поле детей вводятся постепенно, по мере овладения ребенком способами деятельности с ними. Целесообразно, чтобы игрушки и пособия отражали не только визуальные, но и сенсорные характеристики, получаемые посредством осязательного, слухового, обонятельного восприятия, что обеспечивает доступность получения информации в зависимости от способов познания окружающего мира всем категориям детей с нарушениями зрения.

При организации развивающей среды для слабовидящего и незрячего ребенка надо помнить, что он затрудняется или не имеет возможности самостоятельно ориентироваться в расположении игрового оборудования в групповой комнате. В виду этого, каждому предмету должно быть отведено определенное, удобное для ребенка, место, обозначенное как визуальными, так и тактильными ориентирами. Ребенка необходимо познакомить с изменениями в расположении игрушек или с внесением новых. Аналогичные требования нужно соблюдать и при размещении предметов для самообслуживания.

Для обеспечения мобильности незрячего ребенка предлагается использовать различные виды напольных покрытий, коврики и дорожки из разных материалов, позволяющих самостоятельно ориентироваться в групповом пространстве посредством осязательной чувствительности стоп. Кроме того, специфические ориентиры целесообразно расположить и на стенах на уровне рук ребенка, выделяя направление движения и обозначение объектов, встречающихся на пути, цветом и фактурой.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Безопасность предметно - пространственной среды для детей с нарушениями зрения достигается, прежде всего, за счет грамотной расстановки мебели, что особенно важно для слепых дошкольников. Это обусловлено тем, что полная или частичная потеря зрения затрудняет ориентировку в пространстве, ограничивает мобильность дошкольников. С целью преодоления страха перед передвижением в пространстве, развития активности и самостоятельности необходимо обеспечить стационарную расстановку мебели и оборудования, автономность функциональных зон, отсутствие пересечения функциональных зон с путями движения. Например, можно расставить мебель и игровое оборудование по периметру группы, не перекрывая основные пути передвижения к значимым объектам (игровой уголок, туалетная комната и т.п.). Желательно, чтобы столы были с закругленными концами. Стол для незрячего ребенка можно разместить так, чтобы он мог подойти к нему с разных сторон. При этом игровые уголки целесообразно расположить так, чтобы воспитатель и тифлопедагог имели возможность видеть и наблюдать за всеми детей группы и вовремя оказать им необходимую помощь.

Педагоги группы продумывают маршруты, которые должен освоить ребенок: путь от шкафчика в групповую комнату, в групповой комнате находить игровой уголок, оформленный специально для незрячего ребенка. Ребенка необходимо знакомить с любыми изменениями в расположении мебели, игрушек, с появлением в группе новых объектов.

 

Грамотно построенная предметно-пространственная среда обеспечивает взаимосвязь лечебно - восстановительной работы с психолого - педагогическими мероприятиями, способствует решению коррекционно-развивающих задач, формированию у ребенка социально адаптивных способов поведения и взаимодействия с окружающим, развитию его мобильности и самостоятельности, а также имеет большое воспитательное значение.