Роль кожного анализатора в познании окружающего мира трудно переоценить. Через рецепторы кожи человек получает представление об 11 признаках (среди них вес, тепло – холод, сдавливаемость, состояние поверхности и др). С помощью этих рецепторов люди с глубокими нарушениями зрения имеют возможность научиться чтению и письму. Для них существует реальный шрифт, изобретённый Брайлем. В жизни слепых и слабовидящих детей кожный анализатор играет особое значение. Степень его развития и состояния влияют на качество компенсирования ухудшенного или утраченного зрения.
В настоящее время экспериментально
доказано, что утраченные функции зрения в большей степени замещаются не слухом,
обонянием, а кожным и двигательным анализатором. Роль осязания при этом раскрыл
ещё Сеченов. Это объясняется тем, что зрение и осязание отражают одни и те же
категории признаков: форму, величину, удалённость, объём и пр. Чувствительность
пальцев равна чувствительности жёлтого пятна.
Особую роль у слабовидящего
осязательного восприятия играет при изучении пространства, которое складывается
их 4 компонентов: величины, формы, глубины и удалённости. У этих людей
различение пространственных свойств происходит не визуально, а контактно.
Значительные сложности вызывают динамические изменения в форме, размерах и
взаимоотношениях частей объекта (птицы, животные, человек, насекомые, и др.). В
процессе обучения у таких детей вырабатывается так называемый «глазомер».
Большое значение кожный
анализатор имеет при обучении измерению. Для измерения и сравнения детей
необходимо учить использовать пальцы, кисти рук. Разведённые пальцы, шириной
ладони, длина и ширина пальцев, расстояние между ними – используются в работе с
такими детьми как обычные мерки.
Рассмотрим подробнее все
4 вида кожных ощущений.
·
Тактильные. Они
возникают от двух воздействий – прикосновения
и давления. При этом неизбежно должна произойти деформация кожи. Тактильные
рецепторы представлены в коже в виде мозаически разбросанных точек, плотность
которых в разных участках кожи различна. От этой плотности зависит острота
тактильной чувствительности. Самой высокой обладают кончик языка, ладоней,
носа, шеи. С помощью прикосновения и давления человек познаёт такие качества
предметов, как плотность /твёрдость – мягкость/, вид поверхности /гладкая,
шероховатая, ребристая, пупырчатая, бугристая, ворсистая, корявая, дырчатая/,
упругость, форму, величину, вес, протяжённость, выпуклость. Для этого и создают
рельефы, картинки, схемы, шрифт.
·
Болевые ощущения. Они
являются защитной реакцией организма и возникают при воздействии на кожу таких
раздражителей, как - механических, тепловых, химических и др.. Для детей с
нарушением зрения они имеют сигнальное значение, предупреждающие об опасности.
Именно в этом и заключается познавательное значение этого вида ощущения. Чаще
всего болевые ощущения связаны с возникновением травмы или болезни, т.е. с
повреждением. Поэтому ребёнку следует узнать и усвоить то, что кожу нужно
защищать, беречь, и как это делать. Кроме этого, ребёнок должен знать, какие
предметы дают боль, что бывают опасные предметы.
·
Температурные ощущения. Это
реакция на тепловые и холодовые воздействия. Все предметы окружающего мира
имеют определённую температуру. Это и нужно знать слабовидящему ребёнку. По
температурной чувствительности можно ориентироваться в окружающем: 1) по
теплоотдаче предмета узнают о его месте, 2) по теплопроводимости о различиях
материалов, 3) по источнику тепла (холода) о назначении предмета.
·
Кожно-оптическое чувство. Это так называемое кожное зрение, способность реагировать
на свет и цвет. Этот феномен известен был ещё в конце 18 века. В нашей стране
такую пациентку наблюдал В.М.Бехтеров. она различала и хроматические и
ахроматические цвета, и простые графические изображения. Испытуемые чувствовали
оттенки по разным ощущениям, вызывающимися цветовыми волнами. Это древнейший
вид чувствительности широко ранее использовался, но в связи с формированием
других видов чувствительности, утратил себя.
- голубой и жёлтый
цвета «гладкие» или «скользкие»;
- красный, зелёный,
синий «притягивающие» или «Вязкие»;
- оранжевый, фиолетовый
«шероховатые»;
- белый самый
«гладкий»;
- чёрный самый
«тормозящий». /А.Г. Литвак/
Осязательное восприятие
Различают одноручное
(мономануальное) и двуручное (бимануальное) осязание. При любом способе
восприятия возникает образ, адекватный предмету, но более эффективный
двуручный. Он имеет 3 основных фазы.
1.
Ориентировочную, когда
идёт определение положения объекта в осязательном поле;
2.
Фазу ощупывания, при
которой проводится анализ деталей контура;
3.
И опять ощупывание, но
для формирования целостного образа.
Тактильная информация в первой фазе
минимальная и отрывочная, а движения определяются, как поисковые. Их дети
обычно осуществляют успешно. Но вот вторая и третья фазы требуют знания правил
выполнения движений, а сами они на этих этапах называются прослеживающими. Они
считаются обследованием, и включают в себя такие действия, как надавливание, поглаживание, взвешивание.
Виды осязательного восприятия. В
тифлопсихологии различают 3 вида: пассивное осязание, активное осязание
/ГАПТИКА/ и опосредованное /инструментальное/.
Пассивное осязание не отражает полную
совокупность признаков предмета и не воссоздаёт целостный образ. Активное
/гаптика/ формируется в результате активного ощупывания объектов, в котором
происходит совместное участие кожного и двигательных анализаторов. Активное
осязание и является ведущим способом познания окружающего. Опосредованное
осязание осуществляется с помощью трости, грифеля (при чтении), подошвы обуви
(рельеф дороги). Оно является преимущественным в тех случаях, когда предметы
труднодоступны для прямого ощупывания. В последнее время, чтобы расширить
пределы кожного познания, используют различные приборы, которые помогают опосредованно
воспринимать недоступную информацию. Это восприятие получило название
приборного. Для него созданы фотоэлектрические сигнализаторы, измерительные
приборы, устройства для ориентировки с тактильной индикацией. За этим –
будущее!