Конструирование — это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия, мышления у детей.
Основные задачи обучения конструированию детей
с нарушением зрения направлены на формирование реальных представлений об
окружающем мире, обогащение детей умениям действовать с предметами, их
свойствами и признаками. Кроме того, конструктивная деятельность является
эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия,
мышления и других сторон психики ребёнка с нарушением зрения, то есть в
процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия
для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка.
В работе по развитию конструктивной деятельности
детей с нарушением зрения важно не количество пройденных тем, а конечный
результат. Не следует тратить много времени на конструирование по замыслу,
нужно использовать его на приобретение новых конструктивных навыков. Каждое
занятие по конструированию должно отвечать коррекционным целям. На первых
этапах обучения это коррекция моторики, развитие зрительно-моторной
координации, формирование умения выделять форму, величину конструктивных
деталей и т.д. Примерными коррекционными задачами на занятиях по конструированию
могут быть следующие:
1. Развитие ручной моторики и пальцевого
гнозопраксиса.
2. Развитие зрительно-двигательной координации.
3. Развитие глазодвигательных функций,
фиксации, локализации.
4. Формирование сенсорных эталонов, обучение
выделению объемных предметов в макропространстве, соотнесению формы объемных
предметов с заданными эталонами формы.
5. Обучение расчленению сложной формы на
составные части, составлению целого из частей.
6. Развитие способности соотносить расстояние,
определять местоположение и взаимоотношения между объектами.
7. Развитие словесной ориентации.
8. Формирование анализирующего наблюдения,
обучение способам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и
классификации, то есть формирование общедеятельстностных умений на основе
конструирования.
9. Развитие коммуникативных навыков в процессе
конструирования.
Обучение конструированию детей с нарушениями
зрения начинается с подготовительных занятий. Задачами подготовительного
периода являются, во-первых, выявление имеющихся у детей конструктивных знаний,
умений, навыков, во-вторых, подготовка к усвоению систематических программных
знаний, целью которой является преодоление имеющихся у детей недостатков.
В пропедевтической работе по коррекции
недостатков конструктивной деятельности следует выделять следующие задачи:
• формирование и развитие дифференцированных
движений пальцев рук и навыков ориентировочных действий при целенаправленном
обследовании объекта под контролем зрения;
• формирование представлений о сенсорных эталонах
и обучение их применению;
• знакомство с предметами, их основными
свойствами, отношениями, влияющими на формирование целостно-расчленённого
представления о конструируемом объекте, на правильное манипулирование
предметом, обучение выделению признаков реального объекта, модели,
символического и графического изображений;
•
развитие умений расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить
части и их признаки, объединять части в целое;
• формирование навыков сопоставления
образа, формирующегося в ходе работы с объектом и хранящегося в памяти
образа-эталона;
• обучение умению соотносить реальные
объекты с их моделями, символическими и графическими изображениями;
• развитие предметно-пространственных
представлений, умения воспроизводить пространственное расположение объектов, их
частей.
Комплексный подход в организации занятий
по конструированию должен предусматривать не только развитие зрительных
возможностей и формирование конструктивных знаний, умений и навыков, но и
участие всей анализаторной системы в процессе познания, формирование
полисенсорной основы восприятия предметов. Полисенсорный характер отражения
окружающего мира способствует обобщению образов предметов и явлений, развитию
мыслительной деятельности. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими
зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточности зрительной
информации могут формироваться неполноценные представления. В известной мере
компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности.
Большое внимание на этапе пропедевтики,
равно как и в последующей работе, уделяется развитию умения планировать
предстоящую работу, последовательно выполнять все предметные действия и
операции, умения следовать схеме действий, подчиняться правилам их выполнения и
доводить до положительного результата.
Подготовительная работа должна быть
направлена на многократное повторение конструктивных действий, что позволит
сформировать у детей способность к самоконтролю за качеством и результатом
работы.
Коррекционно-педагогическая работа на
занятиях по конструированию и её связь с восстановительным лечением зрительной
патологии
Воспитание и обучение в детском саду для
детей с нарушением зрения осуществляется в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной
работой. Для развития и активизации зрительных функций наряду с медицинской
коррекцией рекомендуется использовать различные дидактические игры и упражнения
для тренировки зрения.
Ориентируясь на зрительный дефект,
воспитатель, прежде всего, должен знать, как та или иная патология органа зрения
влияет на процесс восприятия, какие нарушения вызывает.
Так при амблиопии затрудняется
процесс рассматривания мелких предметов, нарушается фиксация взора, восприятие
формы, величины предметов.
При косоглазии ограничивается
возможность обозрения окружающего мира, нарушается пространственная ориентация,
что приводит к нарушению связи чувственных и словесно-логических систем.
Нарушение пространственной ориентации вызывает также недостатки в физическом
развитии, в формировании движений.
При нарушениях бинокулярного
зрения отмечаются отклонения в развитии двигательной функции глаза,
недостатки фиксации, нарушение прослеживающих функций, недостатки контрастного
различения.
При нистагме затрудняется процесс
сосредоточения зрительного внимания на рассматриваемых объектах, особенно при
динамическом восприятии.
При астигматизме вследствие
деформации роговой оболочки отмечается неправильное преломление света. На сетчатке
появляется искаженное изображение формы воспринимаемых предметов в
вертикальном, горизонтальном и других направлениях.
При миопии затрудняется процесс
рассматривания предметов, удаленных на определенное расстояние, так как на
сетчатке получается нечеткое изображение.
При гиперметропии затруднено восприятие
предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз. Дети с данной
зрительной патологией испытывают большие трудности во время занятий,
предполагающих длительное рассматривание мелких объектов.
Эффективность методов лечения повышают
специальные коррекционно-педагогические упражнения, способствующие развитию
нарушенных функций: остроты центрального зрения, фиксации, цветоразличения и
др. Учебно-наглядные пособия, используемые в обучении конструированию, должны
подбираться таким образом, чтобы они отвечали лечебно-офтльмологическим и
педагогическим требованиям. Эти пособия должны побуждать детей и стимулировать
их интерес к занятиям, а формой, цветом, величиной соответствовать конкретным
лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.
Характер учебно-наглядных пособий для
индивидуальной работы с детьми должен соответствовать зрительным нагрузкам. В
основе зрительных нагрузок лежит принцип подбора предметного и иллюстративною
материала и длительности зрительной работы с учетом состояния центральною
зрения, вида косоглазия, характера зрения, фиксации. Учитывая то, что
коррекционно-педагогическая работа в обучении конструированию строится не
только на предметном, но и на иллюстративно-наглядном материале рисунках,
фотографиях, чертежах, педагогу необходимо знать возможности его визуального
восприятия детьми.
Литература: Ремезова Л.А. Обучение
дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала:
Книга для работников детских садов и родителей, Самара: Изд-во СГПУ, 2003. -
210 с.