Коррекционная направленность занятий по конструированию с детьми, имеющими нарушения зрения

Конструирование — это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность зависит от уровня развития восприятия, мышления у детей.

Основные задачи обучения конструированию детей с нарушением зрения направлены на формирование реальных представлений об окружающем мире, обогащение детей умениям действовать с предметами, их свойствами и признаками. Кроме того, конструктивная деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления и других сторон психики ребёнка с нарушением зрения, то есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для комплексного воздействия на весь ход психофизического развития ребёнка.

В работе по развитию конструктивной деятельности детей с нарушением зрения важно не количество пройденных тем, а конечный результат. Не следует тратить много времени на конструирование по замыслу, нужно использовать его на приобретение новых конструктивных навыков. Каждое занятие по конструированию должно отвечать коррекционным целям. На первых этапах обучения это коррекция моторики, развитие зрительно-моторной координации, формиро­вание умения выделять форму, величину конструктивных деталей и т.д. Примерными коррекционными задачами на занятиях по конструированию могут быть следующие:

1. Развитие ручной моторики и пальцевого гнозопраксиса.

2. Развитие зрительно-двигательной координации.

3. Развитие глазодвигательных функций, фиксации, локализации.

4. Формирование сенсорных эталонов, обучение выделе­нию объемных предметов в макропространстве, соотнесению формы объемных предметов с заданными эталонами формы.

5. Обучение расчленению сложной формы на составные части, составлению целого из частей.

6. Развитие способности соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами.

7. Развитие словесной ориентации.

8. Формирование анализирующего наблюдения, обуче­ние способам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, группировки и классификации, то есть формирование общедеятельстностных умений на основе конструирования.

9. Развитие коммуникативных навыков в процессе конструирования.

Обучение конструированию детей с нарушениями зрения начинается с подготовительных занятий. Задачами подготовительного периода являются, во-первых, выявление имеющихся у детей конструктивных знаний, умений, навыков, во-вторых, подготовка к усвоению систематических программных знаний, целью которой является преодоление имеющихся у детей недостатков.

В пропедевтической работе по коррекции недостатков конструктивной деятельности следует выделять следующие задачи:

• формирование и развитие дифференцированных движений пальцев рук и навыков ориентировочных действий при целенаправленном обследовании объекта под контролем зрения;

• формирование представлений о сенсорных эталонах и обучение их применению;

• знакомство с предметами, их основными свойствами, отношениями, влияющими на формирование целостно-расчленённого представления о конструируемом объекте, на правильное манипулирование предметом, обучение выделению признаков реального объекта, модели, символического и графического изображений;

• развитие умений расчленять объект на части, выделять его структуру, соотносить части и их признаки, объединять части в целое;

• формирование навыков сопоставления образа, форми­рующегося в ходе работы с объектом и хранящегося в памяти образа-эталона;

• обучение умению соотносить реальные объекты с их моделями, символическими и графическими изображениями;

• развитие предметно-пространственных представлений, умения воспроизводить пространственное расположение объектов, их частей.

Комплексный подход в организации занятий по конст­руированию должен предусматривать не только развитие зрительных возможностей и формирование конструктивных знаний, умений и навыков, но и участие всей анализаторной системы в процессе познания, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Полисенсорный характер от­ражения окружающего мира способствует обобщению обра­зов предметов и явлений, развитию мыслительной деятель­ности. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из-за недостаточ­ности зрительной информации могут формироваться непол­ноценные представления. В известной мере компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности.

Большое внимание на этапе пропедевтики, равно как и в последующей работе, уделяется развитию умения планиро­вать предстоящую работу, последовательно выполнять все предметные действия и операции, умения следовать схеме действий, подчиняться правилам их выполнения и доводить до положительного результата.

Подготовительная работа должна быть направлена на многократное повторение конструктивных действий, что по­зволит сформировать у детей способность к самоконтролю за качеством и результатом работы.

Коррекционно-педагогическая работа на занятиях по конструированию и её связь с восстановительным лечением зрительной патологии

Воспитание и обучение в детском саду для детей с нару­шением зрения осуществляется в тесной взаимосвязи с ле­чебно-восстановительной работой. Для развития и активиза­ции зрительных функций наряду с медицинской коррекцией рекомендуется использовать различные дидактические игры и упражнения для тренировки зрения.

Ориентируясь на зрительный дефект, воспитатель, преж­де всего, должен знать, как та или иная патология органа зре­ния влияет на процесс восприятия, какие нарушения вызывает.

Так при амблиопии затрудняется процесс рассматрива­ния мелких предметов, нарушается фиксация взора, воспри­ятие формы, величины предметов.

При косоглазии ограничивается возможность обозрения окружающего мира, нарушается пространственная ориента­ция, что приводит к нарушению связи чувственных и словес­но-логических систем. Нарушение пространственной ориен­тации вызывает также недостатки в физическом развитии, в формировании движений.

При нарушениях бинокулярного зрения отмечаются от­клонения в развитии двигательной функции глаза, недостат­ки фиксации, нарушение прослеживающих функций, недостатки контрастного различения.

При нистагме затрудняется процесс сосредоточения зрительного внимания на рассматриваемых объектах, особенно при динамическом восприятии.

При астигматизме вследствие деформации роговой оболочки отмечается неправильное преломление света. На сет­чатке появляется искаженное изображение формы восприни­маемых предметов в вертикальном, горизонтальном и других направлениях.

При миопии затрудняется процесс рассматривания пред­метов, удаленных на определенное расстояние, так как на сетчатке получается нечеткое изображение.

При гиперметропии затруднено восприятие предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз. Дети с данной зрительной патологией испытывают большие трудности во время занятий, предполагающих длительное рассматривание мелких объектов.

Эффективность методов лечения повышают специальные коррекционно-педагогические упражнения, способствующие развитию нарушенных функций: остроты центрального зре­ния, фиксации, цветоразличения и др. Учебно-наглядные по­собия, используемые в обучении конструированию, должны подбираться таким образом, чтобы они отвечали лечебно-офтльмологическим и педагогическим требованиям. Эти по­собия должны побуждать детей и стимулировать их интерес к занятиям, а формой, цветом, величиной соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка.

Характер учебно-наглядных пособий для индивидуаль­ной работы с детьми должен соответствовать зрительным нагрузкам. В основе зрительных нагрузок лежит принцип подбора предметного и иллюстративною материала и дли­тельности зрительной работы с учетом состояния централь­ною зрения, вида косоглазия, характера зрения, фиксации. Учитывая то, что коррекционно-педагогическая работа в обучении конструированию строится не только на предмет­ном, но и на иллюстративно-наглядном материале рисун­ках, фотографиях, чертежах, педагогу необходимо знать воз­можности его визуального восприятия детьми.

 

Литература: Ремезова Л.А. Обучение дошкольников с нарушением зрения конструированию из строительного материала: Книга для работников детских садов и родителей, Самара: Изд-во СГПУ, 2003. - 210 с.