Изучение запахов является не только увлекательным для детей заданием, но и достаточно информативным средством при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. В нашем детском саду учителем – дефектологом Ермониной Н.И. к запахам написаны сопутствующие стихотворные тексты, что помогает усвоить их характерные особенности. Задания по запахам проводятся как часть любого вида занятий.
Игровые задания с использованием модуля «Любопытный
носик».
1. «Что умеет носик?»
Среди картинок - символов, обозначающих
деятельность каждого анализатора, найти носик и объяснить. Подобрать картинки,
символизирующие различные запахи: цветок, духи и пр.
2. «Душистые запахи».
- Запах бывает
различным:
Знакомым и необычным,
Душистым и ароматным,
Приятным и неприятным.
Предлагаются ёмкости с
лепестками ландыша, поролона, пропитанного духами, ванилью, кусочками мыла,
мёдом и пр. Дети знакомятся с ними, запоминают слова «душистые, приятные,
ароматные».
3. «Смолистые запахи».
В ёмкостях - кусочки
древесины сосны, иголки ели, кусочки поролона с пихтовым маслом и пр. Дети
знакомятся с ними, высказывают свои ощущения и запоминают слово: «смолистый»
запах.
4. «Что чем пахнет?»
- Всё вокруг имеет
запах.
Мед, морковку, молоко,
Хлеб, машину, куклу,
папу-
Нос узнает ваш легко.
Изучение запахов различных предметов. Игра
проводится по каждой теме в период её прохождения.
5. «Пахучий - непахучий».
Группирование запахов
по их насыщенности.
6. «Узнай по запаху».
Узнавание по запаху того,
что находится в корзинке (в коробке, в ведёрке и пр.)
7. «Помоги Плюшечке - пахушечке».
Определение заданного
набора запахов, чтобы её не забрал злой волк (Карабас -Барабас и пр.). Запахи
подобраны от пищевых продуктов.
8. «Ягодные запахи».
- Ягоды пахнут особым
секретом.
В запахе их есть и
солнце, и лето.
У земляники, малины и
сливы,
Запах волнительный,
сладкий, игривый.
Познакомить с запахами
изучаемых ягод: каждый неповторим, необычен.
9. «Овощи просят помощи»
- Помидор, чеснок,
картошка
Запах путали немножко.
Вы им помощь окажите:
Кто как пахнет,
подскажите.
Определить своеобразие
запахов изучаемых овощей.
10. «Фрукты.- пахучие продукты».
Апельсин, Лимон и Грушу
Яблоко, Банан послушай:
«Запах мы имеем тоже,
Промолчать о нем не
можем
Запах наш такой пахучий
–
В вазе не бывает
лучше».
Изучить запахи
изучаемых фруктов, подобрать определения к каждому, сделать вывод, что фрукты
действительно пахнут необыкновенно, нежно.
11. «Лужайкины запахи».
- На лужайке спорят
травы,
Мол, у каждой запах
свой.
Да, все травы были
правы:
Запах разный, но какой?
Познакомиться с запахами крапивы, полыни, мяты,
тысячелистника и др. изучаемых трав. Дать им характеристику.
12. «Посылка от дуба Тимоши» (Прислал из леса
запахи деревьев и смс):
- Запах липы сладкий, нежный,
У сосны смолистый,
острый.
У берёзы белоснежной
Листья пахнут очень
просто.
Изучить запахи листьев сосны, ели, тополя,
липы, березы, дуба. Установить их своеобразие, дифференцировать их.
13. «Опасный запашок».
- Запашок есть вредный
очень.
С ним дружить никто не
хочет.
Тут и там он появлялся,
Когда транспорт
заправлялся.
Жил в асфальте, и в
резине,
Мог быть в мусорной
корзине.
Он опасно ароматен,
Он вонюч и неприятен.
Познакомиться с запахами дороги, транспорта,
пищевого мусора. Проанализировать вред для здоровья. (В контейнерах кусочки
поролона с машинным маслом, сапожным кремом, бензином, кусочки асфальта,
резины, прокисшего варенья.)
14. «Погибающий букет»
- Букет на столике
стоял,
И от печали погибал.
Лишь потому, что запах
свой
Он где-то потерял.
Помогите, помогите!
Запах вы найдите.
В букете - сирень (черёмуха, дикий шиповник и
пр.). В наборе с запахами разных кустарников найти аналог для того, который в
букете.
15. «Умный носик»
- Носик решил
прогуляться.
- «Ты же можешь
потеряться!»
- Испугались друзья -
ушки. –
«Ты же не умеешь
слушать!»
Нос ответил: Ну и что?
Умею нюхать я хоть что!
Помогут запахи в пути
Назад дорогу мне
найти».
В игре используется ИКТ. У детей наборы запахов
тех объектов, которые будут возникать на экране по пути следования носика.
16. «Бесподобный запах»
Запах грибной
удивительный очень,
Терпкий он очень и
очень густой.
Боровичок нюхать каждый
захочет.
А мухомор? Он плохой и
пустой.
Нюхать мы его не будем,
Про него скорей
забудем.
Вкусно, бесподобно,
Пахнут лишь съедобные!
17. Чем пахнет посуда?»
Чтоб узнать посудный
запах
Нужны глина и металл.
Этот запах к вам в
мешочки
Неожиданно попал.
Ещё запах древесины
И пластмассы в них же
есть.
Вы понюхайте мешочек,
Чем посуда пахнет
здесь?
18. «Подбери одежде запах»
У одежды запах разный,
То рабочий, а то
праздный.
Тайна ей одна дана
Запах впитывать сполна.
Тот, в котором
находилась,
Отдыхала, иль
трудилась.
Разной тканью пахнуть
может –
Хлопком, шерстью,
ситцем, кожей,
Пахнуть мехом, шёлком,
фетром,
Пахнуть даже свежим
ветром.
19. «Как пахнут люди?»
Неприятно пахнет рот,
У тех, кто щётку не
берёт.
Неприятно пахнут ноги,
Если их не мыть с
дороги.
От ушей запахнет мохом,
Если их помыли плохо.
Если ж тело всё
вспотело
И помыться не хотело
Запахнет оно плохо
очень,
Ребёнок нос зажать
захочет.
Должен пахнуть человек
Чистотой, как белый
снег.
Быть душистым,
ароматным
И для всех носов
приятным.
20. «Птица тоже пахнуть может»
Ну а птицы пахнут
пухом,
Если в гнёздах у них
сухо,
Ты глазам своим не
верь,
Ты понюхай и проверь.