Игровые задания с использованием обонятельного анализатора



Изучение запахов является не только увлекательным для детей заданием, но и достаточно информативным средством при ознакомлении дошкольников с окружающим миром. В нашем детском саду учителем – дефектологом Ермониной Н.И. к запахам написаны сопутствующие стихотворные тексты, что помогает усвоить их характерные особенности. Задания по запахам проводятся как часть любого вида занятий.

 

Игровые задания с использованием модуля «Любопытный носик».

 

1. «Что умеет носик?»

 Среди картинок - символов, обозначающих деятельность каждого анализатора, найти носик и объяснить. Подобрать картинки, символизирующие различные запахи: цветок, духи и пр.

2. «Душистые запахи».

- Запах бывает различным:

 Знакомым и необычным,

Душистым и ароматным,

Приятным и неприятным.

Предлагаются ёмкости с лепестками ландыша, поролона, пропитанного духами, ванилью, кусочками мыла, мёдом и пр. Дети знакомятся с ними, запоминают слова «душистые, приятные, ароматные».

3. «Смолистые запахи».

В ёмкостях - кусочки древесины сосны, иголки ели, кусочки поролона с пихтовым маслом и пр. Дети знакомятся с ними, высказывают свои ощущения и запоминают слово: «смолистый» запах.

4. «Что чем пахнет?»

- Всё вокруг имеет запах.

Мед, морковку, молоко,

Хлеб, машину, куклу, папу-

Нос узнает ваш легко.

 Изучение запахов различных предметов. Игра проводится по каждой теме в период её прохождения.

5. «Пахучий - непахучий».

Группирование запахов по их насыщенности.

6. «Узнай по запаху».

Узнавание по запаху того, что находится в корзинке (в коробке, в ведёрке и пр.)

7. «Помоги Плюшечке - пахушечке».

Определение заданного набора запахов, чтобы её не забрал злой волк (Карабас -Барабас и пр.). Запахи подобраны от пищевых продуктов.

8. «Ягодные запахи».

- Ягоды пахнут особым секретом.

В запахе их есть и солнце, и лето.

У земляники, малины и сливы,

Запах волнительный, сладкий, игривый.

Познакомить с запахами изучаемых ягод: каждый неповторим, необычен.

9. «Овощи просят помощи»

- Помидор, чеснок, картошка

Запах путали немножко.

Вы им помощь окажите:

Кто как пахнет, подскажите.

Определить своеобразие запахов изучаемых овощей.

10. «Фрукты.- пахучие продукты».

Апельсин, Лимон и Грушу

Яблоко, Банан послушай:

«Запах мы имеем тоже,

Промолчать о нем не можем

Запах наш такой пахучий –

В вазе не бывает лучше».

Изучить запахи изучаемых фруктов, подобрать определения к каждому, сделать вывод, что фрукты действительно пахнут необыкновенно, нежно.

11. «Лужайкины запахи».

- На лужайке спорят травы,

Мол, у каждой запах свой.

Да, все травы были правы:

Запах разный, но какой?

Познакомиться с запахами крапивы, полыни, мяты, тысячелистника и др. изучаемых трав. Дать им характеристику.

12. «Посылка от дуба Тимоши» (Прислал из леса запахи деревьев и смс):

 - Запах липы сладкий, нежный,

У сосны смолистый, острый.

У берёзы белоснежной

Листья пахнут очень просто.

Изучить запахи листьев сосны, ели, тополя, липы, березы, дуба. Установить их своеобразие, дифференцировать их.

13. «Опасный запашок».

- Запашок есть вредный очень.

С ним дружить никто не хочет.

Тут и там он появлялся,

Когда транспорт заправлялся.

Жил в асфальте, и в резине,

Мог быть в мусорной корзине.

Он опасно ароматен,

Он вонюч и неприятен.

Познакомиться с запахами дороги, транспорта, пищевого мусора. Проанализировать вред для здоровья. (В контейнерах кусочки поролона с машинным маслом, сапожным кремом, бензином, кусочки асфальта, резины, прокисшего варенья.)

14. «Погибающий букет»

- Букет на столике стоял,

И от печали погибал.

Лишь потому, что запах свой

Он где-то потерял.

Помогите, помогите!

Запах вы найдите.

В букете - сирень (черёмуха, дикий шиповник и пр.). В наборе с запахами разных кустарников найти аналог для того, который в букете.

15. «Умный носик»

- Носик решил прогуляться.

- «Ты же можешь потеряться!»

- Испугались друзья - ушки. –

«Ты же не умеешь слушать!»

Нос ответил: Ну и что?

Умею нюхать я хоть что!

Помогут запахи в пути

Назад дорогу мне найти».

В игре используется ИКТ. У детей наборы запахов тех объектов, которые будут возникать на экране по пути следования носика.

      16. «Бесподобный запах»

Запах грибной удивительный очень,

Терпкий он очень и очень густой.

Боровичок нюхать каждый захочет.

А мухомор? Он плохой и пустой.

Нюхать мы его не будем,

Про него скорей забудем.

Вкусно, бесподобно,

Пахнут лишь съедобные!

17. Чем пахнет посуда?»

Чтоб узнать посудный запах

Нужны глина и металл.

Этот запах к вам в мешочки

Неожиданно попал.

Ещё запах древесины

И пластмассы в них же есть.

Вы понюхайте мешочек,

Чем посуда пахнет здесь?

18. «Подбери одежде запах»

У одежды запах разный,

То рабочий, а то праздный.

Тайна ей одна дана

Запах впитывать сполна.

Тот, в котором находилась,

Отдыхала, иль трудилась.

Разной тканью пахнуть может –

Хлопком, шерстью, ситцем, кожей,

Пахнуть мехом, шёлком, фетром,

Пахнуть даже свежим ветром.

19. «Как пахнут люди?»

Неприятно пахнет рот,

У тех, кто щётку не берёт.

Неприятно пахнут ноги,

Если их не мыть с дороги.

От ушей запахнет мохом,

Если их помыли плохо.

Если ж тело всё вспотело

И помыться не хотело

Запахнет оно плохо очень,

Ребёнок нос зажать захочет.

Должен пахнуть человек

Чистотой, как белый снег.

Быть душистым, ароматным

И для всех носов приятным.

20. «Птица тоже пахнуть может»

Ну а птицы пахнут пухом,

Если в гнёздах у них сухо,

Ты глазам своим не верь,

                       Ты понюхай и проверь.