Формирование у детей с нарушением зрения представлений о цвете

Обследование детей с нарушением зрения показывает недостаточный уровень их представлений о цветовых эталонах, рекомендуемых «Программой воспитания и обучения в детском саду». Из этого вытекает необходимость организации целенаправленной систематической коррекционно-педагогической работы по формированию цветоощущения, представления о цвете. Данная задача является немаловажной для восстановления нарушенных зрительных функций, ибо она формирует зрительное восприятие амблиопичного глаза посредством раздражения его цветом, равно как медицинские мероприятия повышают остроту зрения посредством окклюзии и раздражения колбочкового аппарата светом.

Таким образом, работа по ознакомлению с цветовыми эталонами имеет не только компенсаторно-познавательный характер, но и лечебно-восстановительное значение. Строится она по следующей системе:

1.     Знакомство с цветовыми эталонами.

Младшая группа. Закреплять знание цветов: красный, зеленый, желтый, синий, белый, черный. Познакомить с оттенками: розовый, голубой, серый. Учить подбирать цвет, соответствующий предмету.

Средняя группа. Учить использовать: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый цвета, а также их оттенки. Учить применять сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа (золотая осень, снегопад).

Старшая группа. Учить различать и использовать цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый и их оттенки. Смешивать краски, подбирать фон и сочетание красок для передачи кислорода.

Подготовительная группа. Учить различать и правильно использовать цвета и их оттенки. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков. Учить использовать тональные сочетания одного и того же цвета. Учить выделять цветом главное, существенное в рисунке.

Развитие цветового восприятия является основой для восстановления зрительных функций, поэтому знание детьми вышеуказанных цветовых эталонов, согласно возрасту, является той опорной точкой, с которой начинаются все остальные этапы, указанные далее, а именно:

2.     Соотнесение предметов по цвету.

3.     Нахождение данного цвета в классификационных и сериационных рядах.

4.     Нахождение данного цвета в окружающем мире.

5.     Локализация и называние цвета среди массы разноцветных предметов.

6.     Составление рядов из аналогичных по цвету предметов.

7.     Нахождение лишнего по цвету предмета в рядах.

8.     Составление рядов из предметов в заданной ритмической последовательности.

9.     Закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке.

10.   Формирование представлений о цветовой насыщенности.

11.   Формирование представлений о теплых и холодных цветах спектра.

12.   Получение из основных цветов спектра (красного, синего, желтого) промежуточных (оранжевого, зеленого, фиолетового).

13.   Развитие и закрепление зрительного внимания, памяти, цветоощущения в дидактических играх: «Что изменилось?», «Какого цвета не стало?», «Найди по нескольким признакам цвета такой же предмет», «Убери лишнее», «Найди такой же оттенок» (в сериационных и классификационных рядах) и т.д.

Роль воспитания при этом направлена на активизацию мыслительной деятельности ребенка, на развитие самостоятельности, активности и творчества. Так, например, после научения детей получать промежуточные цвета спектра путем комбинации основных детям предлагается в игровой ситуации самостоятельно «Помочь осени раскрасить листья в оранжевый цвет». Детям даются при этом только две краски – красная и желтая.

            Развитие цветового восприятия происходит путем растормаживания колбочкового аппарата. Очень эффективным при этом является метод использования цветовых фильтров. Для детей с тяжелыми формами амблиопии используется черно-белая наглядность в силуэтном и контурном изображении; восприятие ее можно обеспечить через красный фильтр, затем, на последующих этапах, через оранжевый, желтый фильтры. Контурное изображение становится тоньше, расстояние между объектами уменьшается, т.к. при этом параллельно идет преодоление детьми трудностей раздельного видения. Усвоение цветовых эталонов, т.е. развитие зрительного восприятия, сопровождается часто функциональными улучшениями зрительного анализатора. Для коррекционно-педагогической работы по усвоению цвета дети делятся на несколько групп, которые не являются стабильными и зависят от исходного уровня в начале, а потом – от успешности овладения тем или иным цветом. При формировании представлений о теплых и холодных цветах детям дается ориентировка: теплых тонов – на солнце, огонек, а холодных – на снег, воду.

            Показателем усвоения детьми цветовых эталонов является выполнение ребенком самостоятельных перцептивных действий в различных видах деятельности. (Е.С. Незнамова, «Система коррекционно-педагогической работы тифлопедагога по восстановлению зрения у дошкольников с амблиопией и косоглазием»).

            Каким же образом практически можно осуществить данную систему работы по ознакомлению дошкольников с цветом? Рассмотрим вкратце каждый этап. Итак, соотнесение предметов по цвету. С этой целью проводятся дидактические игры типа: «Подбери шарик к ниточке», «Из какого букета цветок?», «Найди пуговки к сарафану», «Подбери крышку к чайнику», «Найди краски, которые покрасили твою одежду» и т.д. Кроме игр очень удобно осуществлять данную работу в трудовой деятельности. Например, в хозяйственно-бытовом труде при организации работы дежурных. Дети не просто сервируют, а упражняются в подборе посуды к цвету скатерти. С этой целью используется сервировка по столам, окрашенным в тот или иной цвет: если маркировка по ростовым показателям желтая, то и  скатерть желтая, и посуда к ней с желтой отделкой подбирается. Можно сервировать без учета маркировки, распределив столы по другому признаку (старшие дети – розовые скатерти, розовая посуда, младшие – зеленые скатерти, зеленая посуда) и т.д. Целесообразно советоваться с детьми при подборе штор к стенам, покрывал к шторам, давая при этом несколько расцветок: «Что лучше подойдет к цвету наших стен?» и т.д. Кроме этого, соотнесение в цвете удачно используется в коллективном труде при распределении обязанностей: сначала дети произвольно выбирают фартуки, которые имеют разный цвет, например, синие и красные. Затем воспитатель предлагает по цвету фартуков построиться в два звена и отобрать себе инвентарь такого цвета, какой на фартуках, при этом можно предложить догадаться, кто что будет делать: красные были лопаты, а синие – грабли. В результате дети не только упражняются в соотнесении цвета, но и спокойно распределяют обязанности между собой: цвет оказывается тем помощником для слабовидящих детей, который имеет в данном случае компенсаторное значение: что недопонял – определил по цвету.

            Следующий этап – нахождение цвета в сериационных и классификационных рядах.  Для этого проводятся игры типа: «Который по счету голубой?», «Назови соседей желтой краски», «Кто последний?» (построение по цвету флажков, ленточек), «Живая радуга» (построение с опорой на цвет кофточки), «Какой краски нет в нашей радуге?» (после построения), «Помоги найти краску Петрушке» и .д.

            Следующий этап – нахождение цвета в окружающем мире.  Этот раздел требует более глубокого обучения, т.к. слабовидящие дети, часто легко усваивая цвет в пособиях, начинают путать его в окружающем, т.е. в натуральных предметах. Поэтому данный этап работы должен планироваться и проводиться чаще, ежедневно. Особенно удобно с этой целью использовать прогулку и наблюдение за ней. В ходе его обязательно надо закрепить название цвета того объекта, за которым было организовано наблюдение. Это требование носит коррекционную направленность наблюдения (что не обязательно делать в массовой группе). Кроме того, выходя на прогулку, обязательно нужно установить с детьми цвет сегодняшнего неба, облаков или туч на нем, весной и осенью – цвет листвы на деревьях и земли. Это делается ежедневно. Кроме того, используются игры типа: «Что на участке желтого цвета?», «Какая краска больше трудилась на соседнем участке?» (включая и одежду детей), « - в роще?», « -  на праздничной улице?»  и т.д. «Назови все синее», «Какого цвета нет в группе?» и т.д.

            Следующий этап – нахождение цвета среди массы разноцветных предметов. Данный этап развивает у детей умение локализовать (выделять взглядом) заданный цвет, фиксировать взгляд на заданной окраске. Этому помогут игры типа: «Кто найдет быстрее?», «Какие щетки аккуратнее?» (Когда чистят зубы. Сначала чистят те, у кого красные щетки, дети находят их среди других и чистят. Так по подгруппам чистят все в конце анализа: какие щетки были аккуратнее – красные или желтые, и т.д.), «Укажи место синего мяча», «Где спряталась серая кошечка?» и т.д.

            Глубокой работы требует этап – закрепление представлений о цвете в микро- и макропространстве: а) (на этом этапе больше обобщений, поэтому игры здесь проводятся такие: «Посчитай, сколько красок у диких животных?») 4: серая, белая, оранжевая, коричневая), «Сколько у домашних?» 7: серая, белая, коричневая, розовая, черная, красная, оранжевая), «у кого больше красок?» (у зимы, лета, весны, осени; у овощей – у фруктов и т.д.), «Почему художник не взял зеленую краску?» (для зимы), «Какие краски ты бы взял для весенней полянки (для вазы с цветами, для осеннего леса)?»  б) на этом этапе цвет дается как постоянный признак предмета, желтый – это цыпленок, зеленый – травка, оранжевый – солнце, красный – как кровь, знамя, белый, как снег, черный, как уголь, фиолетовый, как слива, синий, как вода, голубое, как небо, серая, как мышка. Данное сравнение не только закрепляет знания о цветности предметов, но и учит использовать образные выражения в своей речи при назывании окраски: «Как молоком облитые стоят сады весенние», «В багрец и золото одетые леса», «Золотая осень» и т.д.

            При обучении детей понятию о цветовой насыщенности проводятся опыты. Каждому дается стеклышко с 3-мя, 4-мя и т.д.  каплями красной краски. Затем дети добавляют в капли пипеткой воду: в 1-ую -1 каплю воды, во 2-ую – две, в 3-ью – три и. д. И размешивают, убеждаясь, что краска светлеет. Делается вывод: в светлом меньше краски, больше воды, а в темном цвете больше краски, меньше воды. Светлые-темные краски в данном случае хорошо соотносятся с тихой и громкой музыкой: в тихой музыке – мало звука, в громкой – много. Т.е. музыка используется как помощник, как компенсаторное средство для слабовидящих. С этой целью на музыкальных занятиях необходимо проводить игры типа: «Угадай, кто должен петь?» (в распевках, например, поочередно поют те, у кого в руках светлая ленточка, или светлая кофточка, платье, сандалии и т.д., а потом те, у кого темные. Дети догадываются сами, по смене мелодии от тихой к громкой. Или в плясовых движениях: те дети, у кого в руках светлые палочки, притопы делают тихо, а у кого темные - громко). Подобные задания должны шире использоваться как на музыкальных, так и на физкультурных занятиях. «Спойте так, какую краску покажу», «Догадайтесь, как надо петь эту песню» и т.д. При пении детям показывается кружок такого цвета, который напомнит им, как надо петь. У музыкального руководителя должны быть круги красного, синего цвета двух оттенков: светлого и темного. Так же по оттенкам нужны и остальные пособия: ленты, флажки, косынки и т.д.

            Аналогично проводится работа и на этапе обучения теплым и холодным тонам спектра. В данном случае активно используются сохраненные анализаторы: тактильный и слуховой. Например, теплые краски соотносятся с теплом: солнышком, огоньком, а холодные – с холодом: со снегом, льдом, водой. Учитывая это, подбираются и игры: «Назови такую краску, про которую я напомню» (у детей руки сзади, дефектолог дотрагивается до них то теплой грелкой, то холодным железом; ребенок в соответствии с этим называет то теплую, то холодную краску). Теплые: желтая, красная, оранжевая, розовая, кирпичная, светло-коричневая. Холодные: синяя, голубая, зеленая, фиолетовая, белая, черная, серая. Теплые краски соотносятся с высокими звуками, холодные – с низкими. На физкультурных занятиях это можно использовать так: дети строятся в звенья по мелодии, высокие мелодии – строятся те, у кого мячи окрашены в теплый цвет, низкая – у кого в холодный цвет. Или на музыкальных: поют поочередно – про птичку те, у кого чешки (бантики и т.д.) теплого цвета, про мишку – те, у кого холодного цвета.

Чтобы слабовидящие дети усвоили этап смешения красок, получения промежуточных цветов, целесообразно использовать слово, как средство компенсации дефекта. Слово должно быть образным, лучше всего это сказки. Сказки можно придумать самим. Например: «Когда-то давным-давно на земле было очень холодно, потому что солнышко было белое. И вот однажды люди решили покрасить его. Какую же краску взять, чтобы лучше грела? Покрасили сначала желтой. Стало солнышко тепленьким, да не очень. Маловато тепла всем людям. Тогда покрасили красной краской. Стало солнышко красненьким, но очень жарко всем стало. Как же быть? И придумали люди: соединим краски, желтую да красную, и получилась у них краска оранжевая. Ни холодно, ни жарко. Обрадовались люди, с той поры и оставили солнышко оранжевым. А когда оно красным бывает, то очень жарко всем делается, все под деревья прячутся, да под панамочки. Вот так и узнали все про оранжевую краску». После сказки обязателен показ смешения красок, причем не только воспитателем, но и самими детьми. А вот какую сказку можно рассказать детям о фиолетовой краске: «Жили-были давным-давно две соседки: синяя краска, да фиолетовая. И так они недружно жили, что каждый день только ссорились, да ругались, и вот однажды стали праздновать люди большой праздник, а на праздник тот только вдвоем, с друзьями пропускали. Сидит себе дома синяя краска, злая-презлая, и думает: «С кем же мне на праздник идти? И придумала. «Что это я свою соседку все обижаю. Дай-ка пойду и помирюсь с ней, обниму ее, да поцелую, и простит она меня, такую плохую и нехорошую. А в это время и красная краска так же подумала. Вышли они из своих домов и бегут навстречу друг к другу. Встретились, обнялись, прощенья друг у друга просят и плачут от радости. А слезы их в травку капают. «Кап!» - упала синяя слезка, «Кап!» - попала в нее красная. Синяя – красная, синяя – красная, глядь – целая лужица образовалась. Поглядели краски на лужицу и удивились: она и не синяя, и не красная. Она фиолетовая получилась. Взяли они новую краску и принесли людям в подарок на праздник. Так люди с тех пор и узнали про фиолетовую краску».

Таким образом, система работы по обучению слабовидящих детей с цветом строится с учетом использования всех компенсаторных возможностей ребенка, а именно: сохранных анализаторов, речи, мышления и других психических процессов. С другой стороны, цвет сам по себе является для слабовидящих не только средством познания, но и помощником, опорой при формировании других навыков и знаний. Цвет используется как средство всестороннего развития личности. Нравственное воспитание: красный цвет – цвет нашего знамени, нашей звезды, крови, пролитой в войну нашими солдатами. У детей должна быть сформирована гордость за этот цвет; на физкультурных занятиях не должны использоваться только красные флажки, они должны быть разноцветными. Красный флажок берут только достойные. Положительные качества личности, поступки поощряются теплым цветом: «тебя покрасила теплая краска, потому что ты совершил добрый поступок». И наоборот. Цвет активно используется и в физическом, трудовом воспитании как зрительный символ – как помочь слабовидящему лучше увидеть? Цветом. С этой целью окантовываются полоской края столов, кончик указки, кисточки в том месте, где за них берутся дети, и т.д. И, конечно, немалую роль играет цвет в умственном воспитании, где активно развиваются анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции. Совершенно неоценим цвет в эстетическом воспитании слабовидящего дошкольника.