КРАТКИЙ
СЛОВАРЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА - этап сознательного многократного повторения вновь поставленного звука, направленный на постепенное и последовательное введение его в структуру слога, слова, предложения и в самостоятельную речь. Является следующим этапом после этапа постановки звука.
АНАМНЕЗ - совокупность сведений, получаемых при опросе обследуемого и/или знающих его лиц об истории развития на всех этапах жизни, включая периоды пренатального и натального развития. При сборе анамнеза выясняются данные о наследственности ребёнка, перенесённых им заболеваниях, об особенностях развития речи, моторики, игровой и познавательной деятельности, об учебной работе и поведении.
АРТИКУЛЯЦИЯ - )согласованные движения органов речи, необходимые для произнесения речевых звуков; 2) определённая позиция артикуляционного аппарата при произнесении отдельного звука.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо, нёбная занавеска, голосовые складки, щёки, челюсти).
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - система артикуляторных упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью, темпом и дозированным мышечным напряжением.
ГИМНАСТИКА РЕЧИ АКТИВНАЯ — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.
ГИМНАСТИКА РЕЧИ ПАССИВНАЯ — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы (нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.
ДЕФЕКТОЛОГ — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - система упражнений, направленных на развитие дыхания. В логопедии Д.Г. применяется для формирования речевого дыхания, которое отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным выдохом, большим объёмом, также для дифференциации ротового и носового дыхания.
ЗАИКАНИЕ - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Задержка речевого развития - нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.
ЗАМЕНЫ
ЗВУКОВ — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости
ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ - шумные согласные звуки, артикулируемые с колебанием голосовых складок.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ - процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата и координируемый центральной нервной системой.
ИСКАЖЕНИЕ ЗВУКА - произношение звука не соответствующее нормам произношения фонемы данного языка.
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности ученика, обусловленной дефектом зрения.
КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ - исправление недостатков произношения.
ЛОГОПЕД – специалист, который занимается коррекцией речевых нарушений.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
ОРГАНЫ АРТИКУЛЯЦИИ - губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.
РЕЧЕВОЙ СЛУХ - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:
-звуковысотный слух - способность слышать и воспринимать мелодику речи;
-ритмический слух - способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;
-тональный слух - способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;
-физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;
-фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.
РЕЧЬ - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.
-внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;
-внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.
САЛИВАЦИЯ — обильное слюноотделение.
СМЕШЕНИЕ ЗВУКОВ — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»).
ФОНЕМА - звук речи. В русском языке – 42 фонемы.
ФОНЕТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
- нарушение фонетической стороны речи в комплексе или каких-либо отдельных
компонентов (звукопроизношение или звукопроизношения и просодики) при
нормированном развитии фонематических процессов, при сохранном физическом слухе
и интеллекте.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ - нарушение (недоразвитие) речи, обусловленное нарушением фонематических процессов при нормированной фонетической стороне речи и сохранном физическом слухе, и интеллекте.
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у
детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.