___________________________________________________
Уважаемые родители! Оказать помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья в его своевременном развитии - дело ответственное и во многом непонятное. На этой страничке я попытаюсь научить Вас помогать своему ребёнку грамотно, компетентно и результативно!
_______________________________________________________________
Индивидуальный
и дифференцированный подходы к детям с нарушением зрения
Индивидуальный
и дифференцированный подход - средство преодоления несоответствия между
требованиями учебно-воспитательного процесса и реальными возможностями ребенка.
При
использовании понятия «индивидуальный подход» имеют в виду принцип обучения,
согласно которому в работе с детьми учитываются индивидуальные особенности
каждого ребенка. Он может быть реализован как при индивидуальном, так и при
групповом обучении детей с приблизительно одинаковыми особенностями.
Пространственная
ориентировка дошкольников с нарушением зрения
Проблема
ориентировки человека в окружающем широка и многогранна. Она включает в себя
как представление об окружающих проблемах (транспорт, мебель, посуда, животные,
растения, игрушки и т.д.), явлениях (дождь, снег, листопад, ветер, гроза, буран
и т.д.), трудовых действиях и профессиях и т.д., так и пространственное
различие, восприятие пространства, понимание различных пространственных
отношений. Исследования показывают, что пространственные различия возникают
очень рано, но являются более сложным процессом, чем, например, сенсорные
эталоны. В формировании пространственных представлений участвуют различные
анализаторы: кинестетический, осязательный, слуховой, обонятельный, зрительный.
Особая роль при этом у детей отводится кинестетическому и зрительному. Но т.к.,
зрительный анализатор у слабовидящих детей ослаблен в виду заболеваний различного
рода, то ориентировка в пространстве у них сильно затруднена. Она требует
активной помощи взрослых.
Трудности
ребёнка с нарушением зрения в период пребывания в специальном учреждении
Существует
три кризисных периода пребывания ребёнка с нарушением зрения в специальном
учреждении.
Первый
период - от ясельного до конца дошкольного возраста. Этот период наиболее
острый и специфический, т.к. это период осознания своего отличия от нормально
видящих детей (средний и старший дошкольный возраст).
Второй
кризисный период — это период перехода от дошкольной системы к регулярному
систематическому школьному обучению.
Третий
- переход к обучению о средних классах.
Каждый
период означает для ребёнка смену обстановки, учителей, товарищей, появление
новых требований к поведению в новом коллективе, установление связей и своей
позиции. Наличие зрительного дефекта во всех этих случаях усугубляет состояние
тревожности детей, неуверенности в своих силах и возможностях, может вызывать
стрессовые состояния.
Синдром
дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста
Многие
родители и педагоги отмечают чрезмерно активное, расторможенное, часто
неуправляемое поведение детей. Кого-то из родителей это беспокоит, кто-то
обращается к врачу с данной проблемой под давлением воспитателей детского сада,
кто-то, к сожалению, еще позже. При этом такие дети, как правило,
невнимательны, постоянно отвлекаются, что сильно затрудняет их обучение. При
детализации жалоб и обследовании обычно выявляется, что ребенок при нормальных
умственных способностях делает массу «глупых» ошибок при выполнении заданий,
постоянно отвлекается по любому поводу.
Читать
далее...
Профилактика
близорукости у детей дошкольного возраста
По
данным многих авторов число близорукости детей составляет в возрасте 3х лет
около 1,5%, а в возрасте 7ми лет 3%, т.е. возрастает вдвое, продолжая
прогрессировать в школе достигая 20-30% у выпускников. Поэтому основы
профилактики близорукости должны закладываться с раннего возраста.
Изучение
причин зрительных расстройств и особенно, формированию близорукости у детей на
протяжении многих лет уделялось много внимания. Известно, что дефекты зрения
формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в которых
переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияние. При всем
этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды.
Особенности
образования детей с тяжёлыми нарушениями зрения
Современная
тифлопедагогика, решая проблему обучения слепых и слабовидящих детей, исходит
из тех же закономерностей, что и обучение нормально видящего ребёнка. Ещё Л.С.
Выготский указывал, что "воспитание слепого должно ориентироваться на
зрячего". Об этом же свидетельствуют исследования, проведенные еще в
институте коррекционной педагогики РАО.
Вместе с тем, эти же исследования показывают, что развитие детей с
дефектами зрения протекает своеобразно, что при полной или частичной утрате
зрения возникают значительные особенности в способах восприятия, в ориентировке
в пространстве и т.д., поэтому система их обучения и воспитания не может быть
полностью заимствована из общей или дошкольной педагогики, она должна строится
с учетом имеющихся особенностей.
Понятие
о дефекте и компенсации
Дефект
– это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от
нормального развития. По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и
приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие,
очень разнообразны.
Роль
зрительного анализатора в жизни ребенка с нарушенным зрением
Всё
поведение человека является зрительно управляемым и зависит от качества работы
зрительного анализатора. Телевидение, театры, большинство средств массовой
информации, система общеобразовательного обучения и др. – всё базируется на
участии в данном процессе зрения. Вот почему главным предназначением зрительной
системы любого живого существа является способность выживания организма в
конкретных условиях внешней среды. Зрение обеспечивает человеку самое большое
количество признаков предметного познания: цвет, форма, величина, объёмность, удалённость, покой,
движение, свет, тьма...