Питерский дневник

День первый.

 

9 декабря. Шесть часов на табло в салоне самолёта. За окном под крылом и густыми облаками еле просматриваются огни городов, в которых идёт своя жизнь. Закрепив перед собой текст доклада, который мне предстоит представлять в четверг, пытаюсь осмыслить достаточность моего выступления….

И вот борт приземлился в Санкт Петербурге. Северная столица не стала изменять традициям и встретила дождём и сыростью. Добравшись на метро до Петроградского района прошлась по набережной Невы вдоль Петропавловской крепости, Крейсера Аврора, Нахимовского военно-морского училища, старинных зданий я, наконец попадаю к точке моего следования – факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, а ныне Институт дефектологического образования и реабилитации.

 

Именно здесь меня ждёт багаж новых научных знаний и разработок в области тифлопедагогики, который я увезу в мою Чувашию. Курсы повышения квалификации «Особенности реализации ФГОС ДО в образовательных учреждениях, работающих со слепыми и слабовидящими детьми» ёмкостью 72 часа, начались в 9.30. Присутствующих поприветствовала завкафедрой тифлопедагогики Никулина Галина Владимировна, профессор, доктор педагогических наук, заслуженный   работник ВОС. Она же рассказала обо всех организационных вопросах предстоящего недельного мероприятия.

 

В первый день курсов прошли три лекции, которые провела Лидия Валентиновна Фомичева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры тифлопедагогики:

- Современное образовательное пространство и специфические черты образовательных сред дошкольников с разной степенью и характером нарушения зрения.

- Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением зрения.

- Особые образовательные потребности дошкольников с нарушением зрения и коррекционно – педагогические условия их удовлетворения посредством разработки и реализации АООП ДОУ.

Лидия Валентиновна очень подробно раскрыла вопросы, касающиеся современных педагогических категорий, парадигм образования детей с нарушением зрения, запросов дошкольника с нарушенным зрением как субъекта образования, механизмов образования единого образовательного пространства, институциональных сред дошкольников с нарушением зрения, факторах, снижающих зрительные возможности ребенка, особенностях зрительного образа у данной категории детей и т.д.

Свои выступления на лекциях Лидия Валентиновна постоянно сопровождала примерами из практики, что делало ее доклады более» живыми» и интересными.

   

 

 

День второй.

 

Проснуться в городе, где жили цари и императоры – само по себе счастье. А понимание того, что новый день подарит новые впечатления заряжает оптимизмом и вдохновением.

Собрав свои учебные принадлежности, иду на новые лекции. Но быть в одном из самых красивых городов мира и не посмотреть его достопримечательности было бы непростительным преступлением, поэтому иду в институт новой дорогой. И вот за одним из домов с замысловатыми балконами открывается вид на удивительное сооружение 20-х годов прошлого столетия – Санкт – Петербургская соборная мечеть. Её высокие минареты, расписной орнаментальный купол и мозаичный сотовый свод притягивают взгляд и удивляют мастерством людей, которые строили без применения какой-либо техники.

 

Налюбовавшись вдоволь и насытив духовную составляющую своего сознания, отправляюсь пополнять свои знания.

 

Второй день курсов составили лекционные и практические занятия, которые провела уже полюбившаяся за полноту и качество даваемых знаний Фомичева Лидия Валентиновна.

Сегодня она рассказала о противопоказаниях у разных категорий детей с нарушением зрения, биологических и социальных факторах и особенностях развития слепых, слабовидящих дошкольников и детей с функциональными расстройствами зрения. Очень подробно были рассмотрены вопросы влияния нарушений зрения на моторную, коммуникативную и сенсорную сферы, причем в условиях как врождённых нарушений, так и приобретенных. Также проанализированы причины возникновения трудностей в перечисленных сферах и позитивные социальные факторы, способствующие их предотвращению и преодолению. Лидия Валентиновна представила вниманию слушателей несколько видеороликов из практик семей воспитывающих слепых и слабовидящих детей и продемонстрировала ряд различных пособий, которые успешно применяются «тифлистами» (термин лектора) Санкт – Петербурга.

 

На практическом занятии мы поупражнялись в определении категорий детей (слабовидящих и детей с функциональными расстройствами зрения) по их зрительным диагнозам. Во второй части практикума выявили критерии психолого- педагогических характеристик слепых детей, слабовидящих и детей с ФРЗ.

 

Восемь астрономических часов обучения пролетели незаметно, только за сегодня исписано 15 листов моей тетради и я возвращаюсь домой, мысленно систематизируя полученную информацию и радуясь представившемуся мне случаю попасть на такие ценные курсы. 


До завтра!


День третий

 

Сегодня вышла пораньше, заранее запланировав небольшой самоэкскурс по факультету коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им А.И. Герцена, где и проходят мои курсы.  Решила идти через Александровский парк, расположенный неподалеку.  Иду по насыпным дорожкам мимо аккуратно стриженных насаждений и вдруг…. На секунду почувствовала страх, который мурашками пробежал по всему телу. Прямо перед собой в утреннем безлюдном парке - группа мужчин. К счастью моя оптическая система быстро распознала что мужчины металлические. Подошла поближе, оказалось велико поставленные персоны держат совет. Пришлось принять участие и внести пару директив.

 

 

Позже выяснила что это памятник Зодчим (За большим столом с картой города находятся 8 знаменитых зодчих. Кто-то сидит, кто-то стоит, но видно, что все в движении и диалоге. Каждый из изображенных людей внес огромный вклад в архитектуру Санкт-Петербурга: А. Воронихин: Казанский собор, Т. де Томон: стрелка Васильевского острова, В. Баженов: Михайловский замок, О. Монферран: Исаакиевский собор, Д. Трезини: Петропавловская крепость, К. Росси: главный штаб, А. Захаров: Адмиралтейство, Растрелли: Зимний дворец, Смольный монастырь)

Существует легенда, что если вы ищите вдохновения или же строите дом, то вам обязательно нужно к зодчим: тогда вас и муза посетит, и дом простоит не одно столетие.

Теперь буду ждать вдохновение и музу))

 

Теперь об институте. Немного истории. Само здание построено в 1904-1906годах в стиле модерн. В 1903 г. на базе женских курсов, организованных Ведомством учреждений императрицы Марии еще в 1878 г., был создан Женский Педагогический институт. Институт разместили в данном здании. В институт принимали тех, кто окончил женские гимназии и институты Ведомства учреждений императрицы Марии. Выпускал институт учительниц для женских учебных заведений, домашних учителей. После 1917 г. институт был переименован в 1-й Петроградский государственный педагогический институт, а в 1922 г. объединен с Педагогическим институтом им. А.И. Герцена.

 

Здание института сохранило подлинность конструктивных элементов, объемно-пространственного и архитектурного решений. Лицевые фасады здания решены в стиле модерн с элементами неоренессанса, дворовые - в так называемом «кирпичном стиле». За счёт необычной конфигурации и благодаря сочетанию разных способов отделки объект культурного наследия выделяется в ряду домов, образующих застройку Малой Посадской улицы.  

 

В настоящее время на факультете пять кафедр: тифлопедагогика, олигофренопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, основы коррекционной педагогики. Кафедра тифлопедагогики в этом году празднует 90-летие. И как здорово что и я теперь частичка этой почти вековой истории.

 

Сегодня на лекциях нас приветствовала Никитина Анна Валентиновна, доцент, кандидат педагогических наук. Она подробно рассказала об образовательной деятельности детей с нарушением зрения в области «Физическое развитие». В рамках этой темы были рассмотрены тифлопедагогические подходы по нескольким направлениям: повышение двигательной активности ребёнка с на рушенным зрением, укрепление здоровья, охрана и повышение функциональной деятельности сохранных анализаторов, формирование навыков безопасного поведения в предметном пространстве и др.

 

Практические занятия провели совместно Анна Валентиновна с Лидией Валентиновной. На них были проанализированы два видеоролика из опыта работы Хельсинского реабилитационного центра о подходах к слепым и слабовидящим детям раннего возраста на примере двух семей.

После занятий бегу домой. Надо готовиться. Завтра ждёт однозначно насыщенный, интересный и ответственный день.

 

 

День четвертый.

 

Ну вот он и наступил самый ответственный день в неделе моего пребывания в Санкт – Петербурге. Сегодня состоится значимое для всей тифлопедагогики страны событие – открытие Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Проверив материалы своего доклада, бегу в метро. Выхожу на Невском проспекте и направляюсь в главный корпус института, успевая одновременно любоваться красотами Казанского кафедрального собора. Основное здание университета расположено в бывшем некогда дворце К. Г. Разумовского, построенном в 1760-х годах. Заходя в него сразу почувствовалось веяние царской эпохи. Помпезные барельефы, высокие колонны, лепнина и красочные фрески завораживают своим великолепием.

 Праздничное мероприятие состоялось в голубом зале. Общей темой конференции стала «Система комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения: проблемы подготовки кадров». Участниками конференции стали такие именитые тифлисты, как Круглова Т. А. кандидат педагогических наук, доцент, Потёмкина А. В., кандидат педагогических наук, доцент, Замашнюк Е.В., кандидат педагогических наук, доцент, И.П. Волкова, доктор психологических наук, доцент, Никулина Г. В., профессор, доктор педагогических наук, заслуженный   работник ВОС, Фомичева Л.В, кандидат педагогических наук, доцент, Никитина А.В., кандидат педагогических наук, доцент и многие другие.

Пленарное заседание с направлением «Сопровождение слепых и слабовидящих: связь теории и практики» открыл В.З. Кантор, проректор по инклюзивному образованию РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор.

 

 

 

Далее в рамках данного заседания были зачитаны доклады специалистов этой области на разные темы:

- «Система образования слепых и слабовидящих: потребности педагогических коллективов в контексте задач комплексного сопровождения детей с нарушением зрения», В.З. Кантор, Н.В. Немирова;

- «Тифлопедагогическое сопровождение лиц с нарушениями зрения в образовательном процессе: кадровое обеспечение», Г.В. Никулина;

- «Проблемы личности в отечественной тифлопсихологии: концептуальные подходы к психологическому сопровождению слепых и слабовидящих», И.П. Волкова;

- «Практическое значение культурно-исторического подхода в ранней помощи слепому ребенку», Т.П. Кудрина;

- «Специальная библиотека для слепых в системе подготовки и непрерывного профессионального образования тифлопедагогов», О.Ю. Устинова;

- «Взаимодействие Всероссийского общества слепых и кафедры тифлопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена в сфере реабилитации инвалидов по зрению», А.Б. Колосов;

- «Сетевое взаимодействие в системе психолого-медикопедагогической консультации как ресурс инновационного развития образовательного учреждения для слепых и слабовидящих детей», О.Н. Зинченко, С.Г. Генкина;

- «Реализация проекта «Современная школа» на базе школы - интерната для слепых и слабовидящих» Л.Ф. Амекачева

Далее состоялись секционные заседания «Состояние и проблемы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения младшего и дошкольного возраста в образовательном процессе» в Гербовом зале и «Проблема комплексного сопровождения слепых и слабовидящих школьников в образовательном процессе: трудности и пути решения» в Павловском зале.

 

В первой секции среди шести выступающих свой доклад на тему «Тифлопедагогическое сопровождение развития восприятия сюжетных изображений у дошкольников с амблиопией и косоглазием» представилось презентовать и мне. Выходить к микрофону после выступлений именитых тифлистов совсем не просто и напряжение не покидало меня вплоть до начала моего выступления. Но потом я увидела доброжелательную улыбку преподавателей и заинтересованные глаза слушателей, и волнение пропало само собой.  Присутствующие с удивлением отнеслись к презентуемому материалу и по завершению мероприятия задавали много вопросов, предлагали обменяться контактами для дальнейшего сотрудничества и выражали благодарность за интересный доклад. И тогда мне подумалось: «Как здорово иметь достойный опыт работы, который взял свои истоки у моего главного наставника Ермониной Н.И., благодаря которой группы для детей с нарушением зрения и в нашем городе работают на высоком уровне.


Первый день конференции закончился, и я с чувством полного удовлетворения и появившимся чувством свободы отправилась домой пешком чтобы насладиться вечерними красотами дворцовой части северной столицы.

 

 

День пятый.

 

Сегодня, пожалуй, самый милый день, потому что вторая половина конференции посвящённой 90-летию кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена начнется со знакомства с предметно-пространственной и образовательной средой дошкольных образовательных организаций для детей с нарушениями зрения, а значит с участием детей.

Все учреждения были распределены заранее и мне выпало посетить ГБДОУ детский сад №115 компенсирующего вида Фрунзенского района. Нашу группу курировала Лидия Валентиновна Фомичева. Сразу у входа в детский сад нас встречали очень доброжелательные педагоги руководитель учреждения и представитель районной администрации. Пребывание в саду было достаточно насыщенным: приветственное слово информационные презентации об организации, просмотр подгруппового занятия по развитию зрительно – пространственного восприятия у дефектолога, экскурсия по группам и кабинетам специалистов, музыкальное выступление детей. Глядя на ребят, я вспоминала о своих воспитанниках и поняла, что уже достаточно соскучилась по занятиям с ними.  

После образовательных учреждений все участники конференции продолжили обсуждение вопросов организации и содержания психолого - педагогического сопровождения дошкольников, находящихся в условиях зрительной депривации, в рамках которого были представлены доклады педагогов Санкт – Петербурга, Республики Татарстан, г. Краснодара, г. Ноябрьск и г. Вологды. Темами выступлений стали следующие:

- «Запросы родителей в сфере сопровождения ребенка с нарушением зрения как фактор оптимизации деятельности службы ранней помощи: из опыта работы»,

- «Сопровождение развития мобильности у дошкольников с нарушением зрения: опыт создания в ДОУ коррекционно-развивающей среды»,

- «Модель коррекционно-развивающего сопровождения слепых и слабовидящих детей в образовательной деятельности в условиях комбинированной группы: из опыта работы»,

- «Консультационная работа тифлопедагога с родителями детей с глубоким нарушением зрения, не посещающих ДОУ»,

- «Подготовка слепого ребенка к овладению рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля в условиях дошкольной образовательной организации»,

- «Лекотека как форма психолого-педагогического сопровождения дошкольников с глубоким нарушением зрения, не посещающих ДОУ: из опыта работы»,

- «Клинико-офтальмологические основы тифлопедагогического сопровождения развития зрительного восприятия у детей с ДЦП, имеющих нарушения зрения»  (Опыт частного центра)

 

День шестой.

 

Ну вот он и наступил последний день моего обучения на лучшей кафедре тифлопедагогики одного из ведущих педагогических ВУЗов станы. От понимания того факта, что пойду на лекции в рамках этих курсов в последний раз становится немного грустно. Решила совершить утренний променад и пройтись по заячьему острову по берегу Невы. Мостовая, разделяющая реку и мраморные стены Петропавловской крепости почти безлюдная и только несколько любителей купания в холодной воде, встретились мне на пути. Продумывая мысленно те вопросы, которые хотелось бы ещё прояснить у преподавателей я обошла весь остров и направилась к институту.

Сегодня Лидия Валентиновна раскрыла несколько очень важных с практической точки зрения вопросов, а именно:

- Технология «Здоровьесбережение», охрана и поддержание здоровья дошкольников с нарушением зрения (Фомичева Л.В. поделилась разработками, по которым в ближайшем будущем готовится издаваться учебное пособие).

- Методика развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения (клинические, психологические и педагогические основы коррекционной работы).

- Содержание коррекционно – развивающей работы по развитию зрительного восприятия.

- Коррекционные занятия.

По окончанию всех лекций наступил момент вручения подтверждающих документов. И вот оно моё удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности реализации ФГОС ДО в образовательных учреждениях, работающих со слепыми и слабовидящими детьми».


С багажом полученных ценных знаний и с чувством полного самоудовлетворения завтра еду в мою Чувашию, где меня ждет семья, где обо мне скучают мои воспитанники и где по-настоящему хорошо. Я еду домой…