Мои размышления о профессии "дефектолог"
________________________________________________________________
Дефектолог!!! Что кроется в этом коротком и на первый взгляд не очень красивом слове? Это человек, окружённый людьми с дефектами? Или специалист, изучающий дефекты различной этиологии? А может эта профессия призвана решать более глобальные вопросы? Наверное, можно было бы ограничиться типовым определением: «Это педагог, работающий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья». Однако имея 14-летнюю практику в данной отрасли осмелюсь утверждать, что эта профессия не может быть ограничена узкими рамками лишь одного понятия.
Анализируя историю развития дефектологии, появляется понимание, что на протяжении стольких лет это направление не только не теряло своей актуальности, но и набирало новые стремительные витки развития. На мой взгляд не могло быть по-другому, ведь в обществе всегда были люди ограниченные в своих физических или психических возможностях. Им через века пришлось пройти нелёгкий путь от нетерпимости и гонений к призрению, затем к пониманию возможности их обучения. И, наконец, современный этап развития образования, в том числе дошкольного, отличается поиском путей социализации детей с ОВЗ. Известное положение Л.С. Выготского о том, что судьбу личности решает не сам дефект, а его социальные последствия говорит, что задачу социализации нужно решать уже в дошкольном возрасте. То есть в процессе образовательной и воспитательной деятельности в детском саду необходимо сформировать в ребёнке самостоятельность, инициативность, независимость, творческие способности, активность и другие качества личности, что невозможно без участия специального педагога, знающего все тонкости взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Так кто же он, современный дефектолог?
В первую очередь, это человек с чутким сердцем, способный принять и полюбить ребёнка, таким, какой он есть, не взирая на его особенности. Полностью согласна с высказыванием Ж. Жубера: «Вместо того, чтобы сетовать, что роза имеет шипы, надо радоваться тому, что среди шипов растет роза». И действительно, дефектолог умеет увидеть, что каждый ребёнок — это «цветок жизни».
Дефектолог – это специалист с высшим образованием, владеющий, помимо педагогических и психологических дисциплин, медицинскими вопросами и современными методиками работы с разными категориями лиц с особенностями в развитии. Кроме этого, он не ограничивается имеющейся эрудицией, а стремится к непрерывному самообразованию, что обусловлено научно – техническим и социальным прогрессом, а также поиском новых путей компенсации и коррекции имеющихся нарушений у ребёнка с ОВЗ и профилактики появления новых.
Дефектолог – это позитивный, оптимистичный человек, умеющий «заразить» положительной энергией. Он верит в успех и умеет внушить эту веру и своим воспитанникам, и окружающим их людям. Он учит малышей видеть мир не в серых красках, а в жизнерадостных красочных сочетаниях во всём его многообразии. Это человек, который умеет заставить воспитанников верить в свои возможности, а значит и с лёгкостью справляться с любыми жизненными испытаниями.
Человек с профессией «дефектолог» не руководствуется готовыми шаблонами. Он признаёт индивидуальность и неповторимость в каждом своём воспитаннике, а значит видит в нём личность. Он обязательно обладает такими человеческими качествами, как тактичность, общительность, терпеливость, порядочность, добросовестность, справедливость. Это человек отзывчивый и понимающий, готовый прийти на помощь не только детям, но и их семьям, зачастую испытывающим боязнь и беспомощность в воспитании и развитии «особого» малыша.
Несомненно, обладать всеми перечисленными качествами и способностями это не просто, и я часто задаю себе вопрос почему выбрала эту профессию и считаю ли я себя современным дефектологом?
Основой и толчком к выбору профессии, послужила любовь к детям за их жизнелюбие, непосредственность, любознательность, неподдельность эмоций и чувств. Однако по мере взросления моих воспитанников взрослело и моё осознание своей ответственности за развитие и становление новых и новых поколений людей. Именно мы, педагоги, наделены возможностью влиять на формируемое общество. Любовь к малышам «обросла» пониманием своей сопричастности к будущему нашей страны. Работая с детьми с особыми образовательными потребностями, росло желание учить маленьких граждан с нарушенным зрением быть интеллектуально мобильными, социально активными, оптимистичными.
Высшим достижением в своей работе считаю установление партнерских отношений с моими воспитанниками. Когда дети наперебой заявляют о своём желании идти выполнять новые задания, без опасения и сомнений высказывают свои мнения, делятся своими рассуждениями и впечатлениями, понимаешь, насколько доверяют тебе эти маленькие человечки. Однажды мальчик на занятии назвал меня просто по имени – Оксаной, дети стали делать ему замечание, что так ко взрослым обращаться нельзя, и тогда он очень твёрдо ответил: «Когда человек – друг, то можно». Слова этого шестилетнего ребёнка навсегда остались в моей душе, и тогда пришло понимание, что в первую очередь нужно быть другом детям. Тогда всё будет удаваться и дети с нарушенным зрением, не теряя своего природного познавательного интереса не только овладеют всеми необходимыми знаниями умениями и навыками наравне с нормально развивающимися сверстниками, но и вырастут социально активными, инициативными и чуткими людьми.
Дефектолог – это несомненно профессия будущего, так как коррекционный педагог всегда будет являться проводником между ребёнком с ОВЗ и обществом.