Интеграция задач образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в формировании у дошкольников осознанного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге

Л.И.Степанова, заведующий

В.В.Федорова, Т.М.Николаева, инструкторы по физической культуре

 

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. 

             Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования устойчивых навыков и привычек. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика дорожно – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Для решения задач обеспечения безопасности дошкольников в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавлик» г. Новочебоксарска  был разработан и реализован в 2014-2017 г.г. проект  «Дорожный марафон».  Деятельность по реализации проекта была направлена на разработку и внедрение в практику модели передачи детям старшего  дошкольного возраста знаний  о правилах безопасности дорожного движения в процессе двигательной деятельности посредством интеграции задач образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

          В проекте «Дорожный марафон» предусмотрено четкое распределение функций между специалистами ДОУ по достижению поставленной цели,   определены конкретные  мероприятия  и  последовательность  их реализации,      позволяющие планово и систематически организовать работу по формированию у детей навыков  безопасного поведения на дороге в различных формах двигательной деятельности.

           Новизна реализованного проекта заключается в построении образовательного процесса с учетом принципа интеграции, в    осуществлении  планирования  работы  на   основании    комплексно-              тематического    принципа    построения    образовательного    процесса.

  Авторами  проекта  четко  определены  конкретные сроки проведения работы  по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности дорожного движения в процессе двигательной   деятельности   в  соответствии     моделью         организации  образовательного  процесса в учреждении:

  -еженедельно   в      соответствии     с        циклограммой        организации  образовательного процесса на неделю;

  - в ходе  недели безопасности дорожного движения (сентябрь);

  - более   углубленно  в  ходе прохождения   темы «Транспорт» (первая  и вторая недели апреля);

  - во   время  летнего оздоровительного периода    в ходе проведения   тематических     дней « Красный, желтый, зеленый»,  «Мы едем, едем, едем», входе прогулок-походов (июнь-август).

В процессе работы по  проекту  в различных формах организации двигательной деятельности педагоги   вели работу по формированию у детей элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, навыков безопасного поведения дошкольников  на улице, развивали способности практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.

Старшим воспитателем с участием инструктора по физической культуре были проведены консультация-практикум для воспитателей «Особенности планирования и ознакомления дошкольников с ПДД в ходе различных форм двигательной деятельности», консультация-диалог «Интеллектуально-физкультурный досуг, вопросы подготовки и условия проведения». Для повышения педагогической компетентности воспитателей по проблеме, творческой группой учреждения был создан «Банк идей» (подборка эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге), создана видеотека мультипликационных фильмов по ПДД.  Инструкторы по физической культуре разработали электронную картотеку подвижных игр «Правила дорожные детям знать положено», комплексы утренней гимнастики, конспекты занятий, досугов, развлечений, совместных мероприятий с родителями  направленных на формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения и воспитания осознанного отношения к их выполнению. Ежеквартально в детском саду  выпускалась информационная газета «Зеленый огонек» с разделами для детей, родителей и педагогов.

 В ходе недели безопасности дорожного движения были проведены игры-соревнования «Дорожные старты», физкультурные досуги «Путешествия в Страну дорожных знаков», состоялась встреча с родителями будущих первоклассников  с участием работника Отела ГИБДД «Безопасная дорога от дома до школьного порога». В ходе прохождения темы «Транспорт» были организованы интегрированные занятия: «На поиски дорожных знаков», «Буратино в Стране светофорных наук».

 Взаимодействие педагогов, родителей воспитанников и специалистов осуществлялось как в очной, так и в заочной форме – с помощью сайта ДОУ, оформления и размещения тематических консультаций, презентаций, буклетов, фотоматериалов.

Социальными партнерами проекта выступили сотрудники Отдела ГИБДД, ОАО «Спектр», оказавший помощь в создании условий для работы по проекту на территории учреждения.

Подводя итоги работы, можно сделать вывод о результативности  деятельности  участников образовательного процесса по достижению поставленной цели.  Педагогами собран методический материал по проблеме, мероприятия проведены в установленные сроки, отмечена положительная динамика показателей уровня знаний дошкольников по правилам дорожного движения.

 

Список литературы

 

1. Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание.-1997.-3.-С.32.- 4.- С.5.

2. Вдовиченко Л. Ребенок на улице // Дошкольное воспитание.-2007.-7.- С.107.

3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова/ Под  ред. Е.А.Романовой, А.Б.Малюшкиной. -М.: ТЦ Сфера,2005.

5. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».