Детско- родительские занятия как современная форма взаимодействия с семьями воспитанников

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

 

Л.И.Степанова

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавлик»

г. Новочебоксарск

 

Аннотация: В статье раскрыта современная, активная форма взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с членами семей воспитанников - организация детско-родительских занятий, представлены разработанные творческой группой учреждения  модели  позиции  родителей в  ходе проведения таких занятиях.

Ключевые слова: включенность родителей в образовательную деятельность, детско-родительские занятия, модели позиции родителей.

 

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день является единственным  общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим возможность оказывать определённое влияние на семью. Именно здесь начинается  систематическое педагогическое просвещение членов семей  дошкольников.         От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Вместе с тем организация общения педагога с родителями  продолжает оставаться наиболее сложным направлением в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не является гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, в выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении полученной  информации на практике. И именно педагоги детского сада могут прийти к ним  на помощь.

Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и членов семей, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. Основное в этой деятельности – вовлечь родителей в образовательный процесс. В нашей работе центральным звеном, объединяющим педагогов, родителей и воспитанников, выбрана такая форма взаимодействия, как детско-родительские занятия. В ходе их организации родители не только приобретают теоретические знания, но и овладеют практическими умениями в области воспитания и развития детей. А при активном участии педагога-психолога, такие занятия позволяют оказывать влияние на детско-родительские взаимоотношения и в случае необходимости корректировать их в нужном направлении.

Разработка модели включения в образовательную деятельность в дошкольном учреждении совместных детско-родительских занятий с целью  повышения  педагогической культуры родителей, оптимизации процесса воспитания и развития личности ребёнка предполагает выполнение комплекса мероприятий. В  реализованном в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавлик» в  2009-2011 г.г. проекте «Детско-родительские занятия в дошкольном учреждении - как современная форма взаимодействия с семьями воспитанников» (авторы: Степанова Л.И., заведующий, Федорова В.В., инструктор по физической культуре, Александрова Е.Ю., педагог- психолог)  предусмотрено чёткое распределение функций между специалистами детского сада по достижению поставленной цели. В проекте  определены конкретные мероприятия и  последовательность их реализации, позволяющие внедрить в практику работы детского сада такие такую форму взаимодействия.

Разработанные нами  модели  позиции  родителей в  детско-родительских занятиях, наглядно демонстрируют степень активности участников образовательного процесса в ходе совместной деятельности.

Модель  «Родитель - наблюдатель». Эта модель наиболее применяема в настоящее время на практике в процессе взаимодействия дошкольных учреждений с  семьями. Это традиционное открытое занятие (детская деятельность)  для родителей, в процессе которой педагог  руководит деятельностью детей, а родитель является наблюдателем. Для активного включения «наблюдателя» в педагогический процесс в данном случае мы предлагаем использовать либо предварительное обсуждение с «наблюдателями» задач, плана занятия , методических приёмов, либо анализ проведённого занятия  после его завершения.

Модель «Родитель- участник, в позиции «ученика». Данная модель предполагает участие члена семьи воспитанника в занятии (деятельности) в позиции «ученика», что позволяет ему взаимодействовать в процессе деятельности как с педагогом, так и с ребёнком, выполняя  задания, решая поставленные задачи совместно с малышом. Либо выступать в роли ученика и по отношению к ребёнку, когда он встаёт в позицию «Учителя».

Модель «Родитель – участник,  в позиции «Учителя». Модель организации взаимодействия по данной схеме требует определённого уровня педагогической компетентности родителя, что предполагает систематическую и планомерную предварительную работу с ним. Схема подготовки к такому взаимодействию наглядно отражается в реализованном нами проекте в таблице «Последовательность реализации мероприятий проекта» и в схеме «Психолого-педагогическое просвещение родителей». В процессе такого детско-родительского занятия предполагается активное участие родителей  в постановке перед детьми целей и задач, умение активизировать активность дошкольников и управлять ею.

Модель  «Родитель – участник, «ученик», «учитель». Данная модель предполагает изменение позиции родителя на протяжении занятия (деятельности) от одной к другой. Такая модель эффективна как для ребёнка, так и для педагога, и родителя, но вместе с тем требует более тщательной подготовки к занятию и достаточно высокого профессионального мастерства педагога, и определенных умений родителя.

С целью повышения педагогической компетентности сообщества взрослых- участников образовательной деятельности нами были проведены следующие мероприятия: игровые тренинги для педагогов и родителей «Общение на равных», семинары для родителей «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?», семинар для педагогов «Технология организации взаимодействия в ходе подготовки и проведения детско-родительской деятельности», открытые просмотры детско-родительских занятий для педагогов,  накоплен видеоматериал для «Семейной видеотеки» (варианты различных видов деятельности организуемых педагогами образовательного учреждения), организована работа семейной библиотечки  «Учимся играя», оформлены буклеты, методички «Растите детей любознательными», «Отвечаем на детские вопросы», «Ступеньки к школе». Творческой группой детского сада составлены  конспекты детско-родительской деятельности. Педагогом-психологом Ильдеркиной С.Н. разработана и реализована в 2009-2010 уч.г. программа психологического сопровождения родителей воспитанников «Мы вместе».

Мы включаем детско-родительские занятия  в разнообразные формы взаимодействия с семьями: дни открытых дверей, родительские собрания, вечера семейного общения, семинары-практикумы, семейные клубы.

Анализ степени достижения поставленной в реализованном нами проекте цели осуществлен в ходе педагогического совета «Состояние работы в МДОУ по внедрению в практику детско-родительских занятий, перспективы на будущее». Результаты анкетирования педагогов и членов семей воспитанников  «Общение педагогов и родителей, его особенности», «Отношение к образовательному процессу в детском саду» позволили выявить  повышение компетентности участников образовательного процесса в организации взаимодействия, проявление у родителей осознанного отношения к образовательной деятельности в ДОУ, их умение  анализировать свои достижения и ошибки. Количество родителей, принявших участие в детско-родительской деятельности  составило в 2011г. – 69%  (в 2009г.-24%).  Позитивные изменения эмоционального самочувствия детей старшего дошкольного возраста, характера  их общения с родителями свидетельствует  о результативности и перспективности выбранной нами формы взаимодействия с семьей.