ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КРУГОВ ЛУЛЛИЯ» В РАЗВИТИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ, ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н.И.Ермонина, учитель-дефектолог, О.Г.Донцова, воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т.п.
Чем же отличается наше время? Прежде всего, насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен. Россия - часть нового, стремительно меняющегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому мы задумались над тем, как обогатить условия для всестороннего развития ребенка, способного в скором будущем решать задачи, которые сегодня даже еще не сформулированы.
В последние десятилетия мы стали придавать большое значение развивающим играм. Главная проблема для современного тифлопедагога – выбрать из обилия и разнообразия образовательного рынка тот материал, который поможет максимально реализовать не только обучающие, но и коррекционно-развивающие задачи.
Французский монах Раймонд Луллий в 13 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Вариативно эти круги уже давно используются в дошкольной педагогической практике как средство развития мышления, восприятия, познавательной активности, звукового анализа т.д. В них представлена система игровых упражнений, позволяющих уже с трехлетнего возраста развивать активное мышление и научиться решать проблемы без пустых проб и ошибок.
Мы адаптировали круги Луллия к реализации задач Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, М., 2010, коррекционных задач Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида под редакцией Л.И.Плаксиной, М., 2003 и к использованию в работе с детьми с нарушенным зрением (слабовидящие, косоглазие и амблиопия). Это круги с картинками, подобранными по 12 изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.), которые накрыты непрозрачным экраном с ромбовидным окошком. Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка, перемещая картинки с целью поиска искомого результата: «Подбери цвет к силуэту» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Подбери силуэт к контуру» (в теме «Животные»), «Найди нужный хвост» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда»), «Подбери среду передвижения» (в теме «Транспорт») и пр.
На наш взгляд, именно по этим картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Мы считаем, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребенка с нарушенным зрением не только различать признаки предметов, дифференцировать их конфигурацию, локализовывать части (основные и мелкие), развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, но и способствует активизации нарушенных зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения, повышению остроты центрального зрения). А самое главное – они создают для ребенка с ограниченными возможностями условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Мы используем свой вариант кругов Луллия при ознакомлении с окружающим, при формировании элементарных математических представлений, в продуктивной деятельности, при подготовке к обучению грамоте. Слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием учатся при этом локализовывать взором заданное изображение, соотносить его с контурным или силуэтным изображением, соотносить количество с заданной цифрой, подбирать цвет, оттенки цвета по насыщенности, форму, величину объектов, материал, из которого они сделаны и называть все это точным словом, выделять заданный звук в слове, определять его место.
Это далеко не полный перечень возможностей кругов Луллия.
Анализ уровня развития детей выпускной группы до начала работы с кругами Луллия и после их использования показал значительное повышение речевой активности, возрастание объема зрительного внимания, зрительной памяти, сокращение периода обдумывания заданий педагога, улучшение многих зрительных функций.
Литература:
1. Круги Луллия: сборник методических материалов//Под ред. Т.А.Сидорчук. М.2008.
2. Логинова Л. Кольца Луллия.// Обруч, №4, 2000.
3. Обучаем всем миром.// Обруч, №5, 2005.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. // Под ред М.А.Васильевой. М. 2010.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида. // Под редакцией Л.И.Плаксиной. М. 2003.
6. Протасова Е. Настольно-печатные игры: какими хотелось бы видеть их.// Дошкольное воспитание, №8, 1989.
7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2007.
8. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Лелюх СВ. Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. // Ребенок в детском саду, № 2, 2006.
9. Средства обучения: проблемы выбора.// Обруч, № 3, 1998.
10. Харебашвили Ю.А., Жилина И.И. Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ОНР. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, 2005.