Детский сад осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО).
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №
1155, представляет собой
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования ФГОС ДО
являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации
образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность по
Программе дошкольного образования осуществляется организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, индивидуальными предпринимателями.
Положения ФГОС ДО могут
использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме
семейного образования.
Основные принципы, заложенные в ФГОС ДО:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком
сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический
характер взаимодействия взрослых и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы дошкольного образования
в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в
форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой
активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В ФГОС ДО учитываются:
1) индивидуальные потребности
ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья,
определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2) возможности освоения ребенком Программы
дошкольного образования на разных этапах ее реализации.
ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного
образования;
2) обеспечение государством равенства
возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного
образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и
качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к
условиям реализации образовательных Программ дошкольного образования, их
структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного
пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо
от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных
возможностей здоровья;
3) обеспечения преемственности
целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных
программ различных уровней;
4) создания благоприятных условий развития детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия
содержания Программ дошкольного образования и организационных форм дошкольного
образования, возможности формирования Программ дошкольного образования
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической
поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС ДО является основой для:
·
разработки Программы дошкольного образования;
·
разработки вариативных примерных образовательных Программ дошкольного
образования;
·
разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы
дошкольного образования и нормативных затрат на оказание государственной
(муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
·
объективной оценки соответствия образовательной деятельности
образовательной организации требованиям ФГОС ДО;
формирования содержания
профессионального образования и дополнительного профессионального образования
педагогических работников, а также проведения их аттестации;
·
оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их
физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
ФГОС ДО включает в себя требования к:
·
структуре Программы дошкольного образования и ее объему;
·
условиям реализации Программы дошкольного образования;
·
результатам освоения Программы дошкольного образования.