Проблема ориентировки человека в окружающем
широка и многогранна. Она включает в себя как представление об окружающих
проблемах (транспорт, мебель, посуда, животные, растения, игрушки и т.д.),
явлениях (дождь, снег, листопад, ветер, гроза, буран и т.д.), трудовых
действиях и профессиях и т.д., так и пространственное различие, восприятие
пространства, понимание различных пространственных отношений. Исследования
показывают, что пространственные различия возникают очень рано, но являются
более сложным процессом, чем, например, сенсорные эталоны. В формировании
пространственных представлений участвуют различные анализаторы:
кинестетический, осязательный, слуховой, обонятельный, зрительный. Особая роль
при этом у детей отводится кинестетическому и зрительному. Но т.к., зрительный
анализатор у слабовидящих детей ослаблен в виду заболеваний различного рода, то
ориентировка в пространстве у них сильно затруднена. Она требует активной
помощи взрослых.
В
понятие пространственная ориентировка входит оценка: 1) расстояния, 2)
размеров, 3) формы, 4) взаимного положения относительно тела ребёнка. Другими
словами, пространственная ориентировка имеет в виду ориентировку на местности:
а) определение точки стояния: «Я нахожусь справа от дома», б) локализацию
окружающих предметов относительно человека: «Шкаф справа от меня», в)
определение предметов относительно друг друга: «Направо от куклы сидит мишка».
В дошкольном возрасте слабовидящих детей надо учить освоению словесной системы
отсчёта по направлениям: вперёд – назад, вверх – вниз, направо – налево (в
школе: север – юг, запад – восток). Север ассоциируется с понятием вверху, юг –
внизу, запад – слева, восток – справа. Стало быть, есть прямая зависимость
освоения понятий между дошкольным и школьным возрастом. Как же ребёнок
овладевает данными понятиями?
Различаемые направления ребёнок соотносит,
прежде всего, с определёнными частями собственного тела. Так упорядочиваются
связи: вверху – где голова, внизу – где ноги, впереди – где лицо, сзади – где
спина, направо – где правая рука, налево – где левая. Вот почему важно чтобы
каждый ребёнок, в первую очередь, чётко знал части своего тела, особенно правую
и левую руку. Это они путают больше всего. Для ориентирования в пространстве
большое значение имеет состояние периферического зрения – поля зрения. О его
границах судят по тому, как ребёнок видит предметы вокруг себя при неподвижном
взгляде и голове. У слабовидящих детей, да ещё при отсутствии бинокулярного
зрения, т.к. один глаз постоянно находится в состоянии окклюзии, периферическое
зрение резко сужено. Это делает ребёнка беспомощным при ориентировании и
создаёт большие трудности. Вот почему, нарушение ориентировки в пространстве
является, как правило, у всех слабовидящих детей вторичным отклонением
психического развития. Как же помочь ребёнку усвоить понятия пространственной
ориентировки? Вначале надо учить в условиях контактной близости с предметом.
Например, прислонить ребёнка спиной к предмету и только после этого спросить,
где находиться предмет? – Сзади. Если ребёнок сам не отвечает, первое время называть
самим. Можно подвести ребёнка к предмету, дать ему прикоснуться к нему сбоку
соответствующей рукой и только после этого спросить, с какой стороны от него (с
правой или с левой) расположен предмет. Соотнося расположенные в пространстве
предметы к различным сторонам собственного тела, ребёнок как бы делит
пространство на различные зоны: переднюю, заднюю, левостороннюю и
правостороннюю. Итак, вначале объектами, расположенными слева, справа, сзади,
спереди ребенок считает лишь те, что непосредственно примыкают к
соответственным сторонам его тела. Следовательно, площадь, на которой
ориентируется ребёнок, вначале очень ограничена, и он способен выделять их
вокруг себя на небольшом расстоянии. В 5 лет возрастает степень удалённости
предметов по той или иной линии – спереди прямо, слева прямо и т.д. Более того в 5 лет рассматриваются площади
передней, задней, левой и правой зон. Ребёнок может определять пространство не
только по прямой, но и с уклоном: прямо и направо и т.д. То есть, пространство
уже для ребёнка не отдельные зоны, а единое целое. Данные навыки характерны для
здоровых детей. Слабовидящие же дети воспринимать пространство, как целое, не
могут из-за сужения поля зрения, снижения его остроты и отсутствия
бинокулярного зрения. Поэтому для них пространство – это те отдельные участки,
которые воспринимает свободный от заклейки глаз. Ребёнок локализует из
пространства отдельные зоны и окончательно запутывается в нём, поскольку он
постоянно движется, и не может соединить эти отдельные зоны в единое целое,
взаимосвязать. Наша задача: научить ориентироваться вокруг себя. Задача эта
самая сложная, но при условии обучения она становится доступной для всех детей
шести лет.
При обучении надо обязательно использовать
двигательный анализатор, который является для слабовидящего ребёнка одним из главных помощников: 1) повороты
туловища с заданным направлением; 2) указательное движение руки в заданном
направлении; 3) лёгкие движения головы; 4) движения глазных яблок, т.е. взгляда,
обращённого в сторону определяемого предмета. При данном процессе обучения
ребёнок учится зрительно оценивать пространственную размещённость предметов
относительно друг друга. В основе такого восприятия пространства, писал И.П.
Павлов, лежит опыт непосредственного передвижения в нём. Только через
двигательные раздражения, и, связавшись с ним, зрительные приобретают своё
жизненное, или сигнальное значение.