Профилактика близорукости у детей дошкольного возраста



По данным Центрального НИИ экспертизы трудоспособности, высокая сложенная близорукость наиболее частой причиной инвалидности вследствие заболевания глаз. На ее долю приходится 27,4% всех глазных больных, переведенных на инвалидность. Причем осложненная близорукость лишает детей трудоспособности или серьезно ограничивает ее в молодом или зрелом возрасте, т.е. в самом рассвете сил и творческих возможностей.

Все это ставит борьбу с близорукостью на уровень гос. задачи и диктует необходимость проведения активных и широких мер по предупреждению близорукости и ее осложнений.

По данным многих авторов число близорукости детей составляет в возрасте 3х лет около 1,5%, а в возрасте 7ми лет 3%, т.е. возрастает вдвое, продолжая прогрессировать в школе достигая 20-30% у выпускников. Поэтому основы профилактики близорукости должны закладываться с раннего возраста.

Изучение причин зрительных расстройств и особенно, формированию близорукости у детей на протяжении многих лет уделялось много внимания. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в которых переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияние. При всем этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, деятельность и условия зрительной нагрузки.

В последнее время в развитии близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. Механизм аккомодации обуславливается напряжением аккомадационной или цилиарной мышцы, что способствует увеличению преломляющей силы хрусталика и обеспечивает четкое изображение близко расположенных предметов. При длительном напряжении аккомодационные мышцы глаза как бы приспосабливаются к зрению вблизи, растягиваются, благодаря чему близкие предметы становятся ясно видны и без участия аккомодационной мышцы (при покое аккомодации). Но в результате растягивания глазного яблока ухудшается зрение вдаль, т.к. фокус от далеко идущих предметов оказывается впереди сетчатки - так возникает близорукость.

По мнению профессора Е.С Аветисова и других авторов участие детей особенно младшего возраста наблюдается слабая способность аккомодации. Это в большей степени определяется еще недостаточным развитием в этом возрасте цилиарной мышцы. В силу этого детям нередко легка зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерна. В подтверждении этой теории, ныне уже накоплено много факторов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации к периоду поступления в школу близорукость под влиянием учебных занятий не наступала. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще (до 20%) развивается близорукость уже на первых парах обучения в школе. Приведенные данные указывают на большое значение правильной организации занятий, связанных с напряжением зрения, для предупреждения зрительных расстройств в дошкольном возрасте.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильное в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. После прихода из детского сада ребенок обязательно должен гулять на улице не менее 1-1.5 часов. В воскресение и субботние дни общая продолжительность занятий дома не должна превышать 40 минут в возрасте с 3 до 5 лет и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, т.е. с длительным перерывом, в случае продолжения однообразных занятий, родители должны прерывать из каждые 10-15 минут для отдыха: походить, или побегать по комнате, попрыгать, поиграть с мячом, рассказать стих и т.д.

Для охраны зрения важны не только правильная организация занятий, но и режим дня в целом. Правильное чередование в течение дня всех видом деятельности (бодрствования и отдыха, достаточная двигательная активность, максимальное пребывание на воздухе, своевременное и рациональное питание, систематическое закаливание), вот комплекс необходимых условий правильной организации режима дня. Систематическое выполнение их будет способствовать хорошему самочувствию детей, поддержание на высоком уровне функционального состояния нервной системы и, следовательно, положительно повлияет на процессы роста и развития, как отдельных функций организма, в том числе зрительные, так и всего организма.

Особое внимание следует обратить на просмотр телепередач. Это очень важный вопрос, ибо телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. Исследованиями ученых установлено, что дети дошкольного возраста регулярно смотрят телепередачи свыше 1,5 часов в день и более чем в 20% случаев - свыше 4 раз в неделю.

Разрешая детям просматривать телепередачи необходимо регулярно следить за их длительностью и количеством. Дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 минут. Большая длительность может вызвать ухудшение зрительной функции. Оптимальное расстояние от экрана 2,5-3 метра, не с боку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть освещение, но, чтобы свет не попадал в глаза.

Домашняя мебель, где занимается ребенок (рисует, лепит и т.д.) должна соответствовать роста возрастным данным ребенка. Стол должен стоять в светлой части комнаты в 0,5 метра от окна, свет (и искусственный, и из окна) должен падать слева. Нельзя при этом подоконники загромождать цветами. Необходимо следить за чистотой окон, раздвигать занавески.

С каждым годом появляются новые и новые исследования, где указывается на связь зрительных расстройств с общим состоянием организма и некоторыми заболеваниями. Имеются указания на то, что первые признаки близорукости у детей появляются вскоре после перенесенных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, болезнь Боткина, дифтерия) у детей с туберкулезной интоксикацией, ослабленных и с авитаминозом, отстающих в физическом развитии. В результате общего ослабления организма наблюдается ослабление и оболочек глаза. Здесь особенно возрастает роль соблюдения режима, ограничения занятий, требующих значительного напряжения зрительной функции.