При восприятии изображения на картинках при
монокулярном характере зрения наблюдаются замедленность, фрагментарность,
неточность, искаженность и замена одних предметов другими.
Все наглядные пособия в этих группах должны отвечать как педагогическим,
так и лечебно-коррекционным требованиям. Это означает, что формой, расцветкой,
размерами и пропорциями частей они должны соответствовать состоянию зрения
ребенка и конкретным лечебным задачам.
Цвет |
Форма |
Размеры |
Пропорции |
1)
Пособия д.б.: -
оранжевого -
красного -
зеленого -
желтого цвета;
2)
Цвет д.б. только реальный (цвет является постоянным признаком многих предметов);
3)
Нельзя использовать блестящие материалы и рисунки;
4)
Цветотональный контраст д.б. не менее 80%-100%;
5)
Контраст д.б. отрицательным, т.к. темное на светлом воспринимается легче;
6)
Подфонники для миопов д.б. темные, а объект светлый; для
гиперметропов – наоборот;
7)
Все изображения, в т.ч. сюжетные, д.б. отконтурированы в основном черным
цветом.
|
1)
Четкость ее изображения;
2)
В заданиях по ИЗО и самостоятельной работе детей даем: 2.1.
при высокой степени амблиопии – ярко выраженный контур рисунка, 2.2.
при средней степени – слабовыраженный контур, 2.3.
при слабой степени – даем лист без контура.
3)
Один предмет не должен наслаиваться на другой (кроме специальных заданий);
4)
Легче воспринимаются силуэты, чем контуры, поэтому сначала даем
(последовательность): 1-цветное
изображение, 2-силуэтное, 3-контурное, (так
же как в ИЗО сначала лепим морковку, потом аппликация и под конец рисунок);
5)
картинка д.б. лаконичной, свободной от лишних деталей и линий, и зашумлённости;
6)
разные виды изображений д.б. унифицированы , т.е. иметь единое графическое
решение в цвете, в силуэте и в контуре. |
1)
Зависят от степени амблиопии. -
по В.А.Феоктистовой: средний размер
раздаточных картин д.б. 27х18см
(30х20см); 10х10см (это сюжетная и предметная картинки), т.к. по
Б.Н. Коваленко у детей от 0,05 до
0,005 увеличение изображения заставляет глаз двигаться излишнее количество
раз, что вызовет его утомление, а уменьшенное изображение снижает
распознаваемость и также глаз ребенка
начинает напрягаться и быстрее утомляется). Поэтому
оптимальная общая площадь картинки д.б. от 20х30см до 40-60см;
2)
Отдельные детали объекта: -
при визус 0,01-0,03 размер
детали д.б. не менее 15мм, -
при визус 0,04-0,08
размер детали д.б. не менее 5мм, -
при визус 0,09-0,2
размер детали д.б. не менее 3мм;
3)
Фон изображения д.б. разгружен (пустой, ничего лишнего не д.б.);
4)
Если раздаточная картина выставляется
как демонстрационный материал, то размер д.б.
не менее 15см; для раздаточных картин – 10*10
5)
На аппликации: -
при нагрузке № 4 - самая мелкая деталь
д.б. размером от 4 до 3,1см; -
при нагрузке № 3 - деталь
размером от 3 до 2,1см; -
при нагрузке № 2 - деталь размером от
2 до 1,1см; -
при нагрузке № 1 – деталь размером от 1см и меньше;
6)
Размер букв на доске – не менее 12см в высоту и не менее Дети с визус 0,2 и более свободно различают буквы
высотой 5,6мм с расстояния 33см. При визус 0,1 -
высота букв д.б. 7,5мм. При визус 0,05 -
высота букв д.б. 13мм;
7)
При индивидуальной работе (на занятиях) длина (расстояние
от глаза до работы) д.б. не более 30-35см, При демонстрационном показе - не
более 1м от глаза.
8)
На доске не д.б. одновременно более 8-10 картинок размеров 10х15см и не
более 3-5 шт. размером 20х25см;
9)
При визус от 0,01 до 0,03
минимальный размер детали (объекта) д.б. не менее 15мм, при визус
от 0,04 до 0,08 минимальный
размер детали д.б. не менее 5мм, при визус
от 0,09 до 0,2 минимальный
размер детали д.б. не менее 3мм.
|
1)Должны соблюдаться соотношения частей по
месту расположения и по величине;
2) Не допускается смещение элементов и
стилизация рисунков;
3) на доске картинки не должны сливаться друг
с другом (не должны стоять край к краю, а на некотором расстоянии;
4) В сюжете четко выделять ближний, средний и
дальний план. 5) Излишние детали д.б. заштрихованы или
затушеваны. |
Как адаптировать
картинку:
-
чётко обвести общий контур предмета;
-
усилить цветовой контраст;
-
выделить в изображении главное (контуром, линиями, цветом);
-
уменьшить количество второстепенных деталей;
-
выделить три плана в многоплановом сюжете.