Шпаргалка для педагогов общеобразовательных групп по оказанию помощи воспитанникам с нарушениями зрения.
1. Владеть
информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.
2. Знать
особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения.
3. Следить за
тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или
только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.
4. Определить
место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.
5. Освещение
рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой
стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.
6. Чередовать
зрительные нагрузки с отдыхом.
7.
Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать
картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их - так ребенку
будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. В индивидуальном порядке
рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на
участке детского сада.
9. Пособия
должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов
и оттенков.
10. Следует
разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или
демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.
11.
Организовывать индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия,
ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.
12. Проводить
упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы
вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в
другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми
глазами по 7-10 секунд).
13. В утреннее
и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками;
нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить
контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного
размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи
развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.
14.
Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из
частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные
игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.
15. Постепенно
надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая
работа.
16. Создать
благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не
допускать того, чтобы ребенка дразнили.
17. Если
ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно
повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его
суть.
18. Вести
беседы с родителями о необходимости регулярных наблюдений у офтальмолога в
детской поликлинике.