Шпаргалка для педагогов



Шпаргалка для педагогов общеобразовательных групп по оказанию помощи воспитанникам с нарушениями зрения.

1. Владеть информацией о состоянии зрения и здоровья воспитанника.

2. Знать особенности физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

3. Следить за тем, чтобы ребенок носил очки согласно назначению офтальмолога, постоянно или только для работы на занятиях, а стекла очков были чистыми.

4. Определить место для ребенка на подгрупповых и фронтальных занятиях в первом ряду.

5. Освещение рабочего места должно быть достаточным. Желательно, чтобы свет падал с левой стороны. Недопустимо, чтобы он был слепящим.

6. Чередовать зрительные нагрузки с отдыхом.

7. Усовершенствовать развивающую среду: на бытовых предметах можно сделать картинки большего размера, чем у других детей, окантовать их - так ребенку будет легче найти свой шкаф, кроватку, полотенце. В индивидуальном порядке рекомендуется познакомить ребенка с расположением предметов в группе и на участке детского сада.

9. Пособия должны быть с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков.

10. Следует разрешать ребенку во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

11. Организовывать индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально бытовой ориентировки.

12. Проводить упражнения для снятия зрительного утомления (учить рассматривать предметы вблизи и вдали, делать круговые движения глазами попеременно то в одну, то в другую стороны, чередование частого моргания глазами и отдыха с закрытыми глазами по 7-10 секунд).

13. В утреннее и вечернее время необходимо предложить ребенку работать с книжками-раскрасками; нанизывать бусы разного размера на нитки разной толщины; учиться обводить контурные изображения через кальку, копирку; выкладывать рисунки из мозаики разного размера; составлять пазлы. Перечисленные задания сочетают в себе задачи развития и активизации зрения с коррекцией зрительного восприятия.

14. Целесообразно проводить занятия на совмещение двух изображений, составление из частей целого предмета (разрезные картинки, кубики), организовывать настольные игры в бильярд, а также с мячом и кеглями.

15. Постепенно надо включать ребенка во все виды деятельности, веря, что ему посильна любая работа.

16. Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в детском саду и группе. Не допускать того, чтобы ребенка дразнили.

17. Если ребенок при выполнении задания нуждается в помощи, нужно дважды или поэтапно повторить задание, которое необходимо выполнить, дополнительно объяснить его суть.

18. Вести беседы с родителями о необходимости регулярных наблюдений у офтальмолога в детской поликлинике.