• обнаруживать
и распознавать жизненно важные объекты — потенциально опасные и потенциально
полезные;
• правильно
отображать взаимное расположение объектов и их позиции по отношению к
организму, причем делать это в условиях движения объектов, а также глаз, головы
и тела;
• эффективно
взаимодействовать с обслуживающими системами (глазодвигательной,
вестибулярной), которые создают оптимальные условия для наблюдения объектов,
обративших на себя внимание, и обеспечивают поступление в мозговые центры
дополнительной информации о положении глаз, головы и тела, необходимой для
правильной интерпретации сетчаточных изображений;
• согласовывать
свои оценки с результатами работы других имеющихся сенсорных систем (слуховой,
обонятельной, вкусовой, тактильной);
• координировать
свою деятельность с деятельностью исполнительных моторных механизмов,
обеспечивающих приближение к интересующему объекту и его захват, удаление от
него или различные манипуляции с ним.
У
человека результатом работы зрительной системы является объемная, динамичная,
красочная картина его окружения, сконструированная мозговыми структурами
посредством сложнейших процедур синтеза, которая складывается после тончайшего
анализа различий в освещенности разных участков поверхности глазного дна, где
фокусируются световые лучи, отражённые внешними объектами. Видимая картина
сотворена так искусно, что люди обычно отождествляют ее с самим внешним миром,
хотя она является субъективной моделью этого мира. Естественно, что разные люди
видят (визуализируют) один и тот же мир несколько по-разному.
Процесс
преобразования двух маленьких сетчаточных изображений в огромную видимую
картину мира включает многоуровневую деятельность десятков параллельных
механизмов, анализирующих различные параметры изображений, и последующую
интеграцию результатов их работы. Почти вся эта деятельность протекает на
неосознаваемом уровне, остается “за кадром”.
Понятие
“зрительные функции” можно рассматривать и в узком, и в широком смысле. В узком
смысле под зрительными функциями понимают только способности, относящиеся к
осознаваемому восприятию рассматриваемого окружения и сознательному зрительно
управляемому поведению. В самом же широком смысле сюда можно включить и другие
проявления действия света на глаза. При широком подходе к числу зрительных можно
отнести и некоторые эндокринные функции глаз (подавление на свету секреции
мелатонина - регуляция цикла сон/бодрствование).
Практически
все зрительные функции взаимосвязаны, и разграничить их можно лишь с
оговорками. Зрительное обнаружение и узнавание объектов, оценка их формы, цвета
и взаимного расположения, слежение за движущимся предметом, чтение текста и
запоминание увиденного - все это зрительные функции, явно требующие
принципиально разных механизмов и отличающиеся друг от друга, но в той или иной
мере зависящие друг от друга.
В
клинике и в прикладных исследованиях принято выделять базовые зрительные
функции. Базовыми называют функции, нарушение которых существенно затрудняет
ориентировку человека в окружающей среде и приводит к снижению практически всех
остальных зрительных способностей, а у детей младшего возраста может к тому же
замедлять интеллектуальное развитие. В процессе восприятия окружающего мира с
помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их
пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую
информацию мы и получаем с помощью различных базовых функций зрения.
В
число базовых функций обычно включают способность видеть мелкие детали объектов
- остроту зрения; способность
воспринимать малые различия в светлоте или яркости — контрастную чувствительность; способность фиксировать
рассматриваемый объект двумя глазами - бинокулярную
фиксацию; способность обнаруживать объекты в пределах достаточно большой
области пространства - поле зрения;
способность различать объекты по спектральным характеристикам отражения или
излучения – цветоразличение;
способность наведения обоих глаз, их зрительных осей и центральных ямок
сетчаток на объект фиксации – глазодвигательные
функции.
Снижение
любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе
самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Нарушение функции
остроты зрения
снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия,
что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Нарушение
функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы
оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости),
гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической
системы глаза в различных меридианах) или может быть связано с функциональными
расстройствами зрительного аппарата, происходящими без видимой анатомической
причины - амблиопией.
Нарушение бинокулярного
характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами
одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает
пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
Нарушения функции
цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность
различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к
смешению зеленого и красного цветов.
Наличие нарушений
функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность
восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной
ориентировке.
Нарушение
глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз
от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. При наличии
нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося
наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при
достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.
Под
влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и
нескольких зрительных функций. Чтобы обеспечить нормальное видение необходима
слаженная совместная работа всех зрительных функций человека. Но под влиянием
различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь
место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.
Для
детей с нарушением зрения характерно недоразвитие всех зрительных функций. Исследования Л. П. Солнцевой указывают на то,
что им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им
материал. Замедленность восприятия
усугубляется еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с
трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,
персонажами и пр. Поэтому их зрительное восприятие отличается и меньшей
дифференцированностью. Дети с нарушением
зрения часто путают похожие буквы, цифры, предметы, изображения. Отмечается
также узость объема их восприятия. Они выхватывают отдельные части в
обозреваемом объекте, не видя иногда важный для общего понимания материал. Эта слабость обозрения объясняется
особенностями движения взора. То, что
нормальные дети видят сразу, дети с нарушением зрения — последовательно. Для
детей с нарушением зрения характерны трудности восприятия пространства и
времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем
дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую руку, не могут найти в
помещении детского сада свою группу, музыкальный зал и т. п. Они ошибаются при
определении времени на часах, дней недели, времени года и т. д. Значительно
позже начинают различать цвета и оттенки.
Для
развития зрительного восприятия, активизации всех зрительных функций необходимо
использовать все виды детской деятельности: игру, труд, непосредственно
образовательную и бытовую деятельность. Это обеспечит формирование навыков и
умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно
важных потребностей.
В
процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука»,
узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном,
хранящимся в памяти. У слабовидящих, частично зрячих детей зрительное внимание
развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости,
цвету, контрастам.
Для
всесторонней помощи детям с нарушением зрения необходимо создать все
необходимые условия для развития их зрительных функций. Процесс формирования
качества концентрации, устойчивости
и переключения внимания,
зрительного поиска, цветоразличения, развития
бинокулярного зрения и
глазодвигательных функций реализуется
с помощью различного дидактического материала,
используемого на коррекционных занятиях и системы специально подобранных игр и
упражнений на развитие всех зрительных функций.
Игры
и упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения:
1. «Что
находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко. Одинаковые ли эти предметы по величине и
почему»;
2.
«Составь целое из частей»;
3.
«Обведи по контуру и раскрась»;
4. «Найди
одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, форме, величине)»;
5.
«Посмотри на свой палец, а потом в окно (на самый дальний угол комнаты)
в течение 10 сек»;
6.
«Узнай предмет по контуру и силуэту»;
7.
«Попади в цель»;
8.
«Проведи ровную линию карандашом по центру дороги».
Игры
и упражнения на развитие глазодвигательных функций и расширение поля зрения:
1.
«Пройди по лабиринту»;
2.
«Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»;
3.
«Проследи взором за движением лучика фонаря»;
4.
«Найди на картинке заданный объект»;
5.
«Нарисуй глазами круг по часовой и против часовой стрелки»;
6. «Что
дальше, что ближе (на картине, в помещении и на улице)»
Игры
на развитие световосприятия и цветоразличения:
1.
«Цветная мозаика»;
2.
«Составь цвета радуги по порядку»;
3. «Что
неправильно раскрасил художник на картине?»;
4. «Выложи
цветовой ряд от самого светлого до самого темного»;
5.
«Найди все предметы одинакового цвета в окружающем пространстве»;
6.
«Смешай цвета и получи новый»;
7.
«Найди все тона одного цвета»;
8. «Собери
букет холодных и теплых тонов».
Зрительное
восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта
детей и личностных качеств. Необходимо
соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и связей между ними внутри
каждой системы и затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание,
называние объекта и его свойств, соотношение, локализация, обобщение,
классификация и использование в деятельности).
Все
это включается в выполнение простых заданий и с усложнением, с использованием
зрения и осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера,
фактуры, расположения объектов) с работой по карточкам. Дидактические игры и упражнения способствуют
приобретению информации о различных пространственных объектах окружающей среды,
о направлениях и расстояниях; а также развивают ориентировку в
микропространстве и умение изменять положение объектов на 90, 180 градусов.
В
результате такой коррекционно-развивающей работы наблюдается существенное улучшение
всех зрительных функций у детей с различными нарушениями зрения, развивается
зрительное внимание и поиск, а также все познавательные и психические процессы
ребенка.
Литературные источники:
1.
Кутрань О. Н., Струкова Н. И. Развитие зрительных функций у детей дошкольного
возраста с помощью специальных игр и упражнений // Теория и практика
образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г.
Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С.
127-132.
2.
Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной
ориентировки. 2010.
3.
Рожкова Г.И., Матвеев С.Г. Зрение детей: проблемы оценки и функциональной коррекции
— М.: Наука, 2007. — 315 с.