Развитие зрительных функций у детей с нарушениями зрения

Главное назначение зрительной системы - обеспечение целесообразного зрительно-управляемого поведения, способствующего выживанию организма в конкретных условиях внешней среды. Зрительная система должна решать множество принципиально различных задач:

• обнаруживать и распознавать жизненно важные объекты — потенциально опасные и потенциально полезные;

• правильно отображать взаимное расположение объектов и их позиции по отношению к организму, причем делать это в условиях движения объектов, а также глаз, головы и тела;

• эффективно взаимодействовать с обслуживающими системами (глазодвигательной, вестибулярной), которые создают оптимальные условия для наблюдения объектов, обративших на себя внимание, и обеспечивают поступление в мозговые центры дополнительной информации о положении глаз, головы и тела, необходимой для правильной интерпретации сетчаточных изображений;

• согласовывать свои оценки с результатами работы других имеющихся сенсорных систем (слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной);

• координировать свою деятельность с деятельностью исполнительных моторных механизмов, обеспечивающих приближение к интересующему объекту и его захват, удаление от него или различные манипуляции с ним.

У человека результатом работы зрительной системы является объемная, динамичная, красочная картина его окружения, сконструированная мозговыми структурами посредством сложнейших процедур синтеза, которая складывается после тончайшего анализа различий в освещенности разных участков поверхности глазного дна, где фокусируются световые лучи, отражённые внешними объектами. Видимая картина сотворена так искусно, что люди обычно отождествляют ее с самим внешним миром, хотя она является субъективной моделью этого мира. Естественно, что разные люди видят (визуализируют) один и тот же мир несколько по-разному.

Процесс преобразования двух маленьких сетчаточных изображений в огромную видимую картину мира включает многоуровневую деятельность десятков параллельных механизмов, анализирующих различные параметры изображений, и последующую интеграцию результатов их работы. Почти вся эта деятельность протекает на неосознаваемом уровне, остается “за кадром”.

Понятие “зрительные функции” можно рассматривать и в узком, и в широком смысле. В узком смысле под зрительными функциями понимают только способности, относящиеся к осознаваемому восприятию рассматриваемого окружения и сознательному зрительно управляемому поведению. В самом же широком смысле сюда можно включить и другие проявления действия света на глаза. При широком подходе к числу зрительных можно отнести и некоторые эндокринные функции глаз (подавление на свету секреции мелатонина - регуляция цикла сон/бодрствование).

Практически все зрительные функции взаимосвязаны, и разграничить их можно лишь с оговорками. Зрительное обнаружение и узнавание объектов, оценка их формы, цвета и взаимного расположения, слежение за движущимся предметом, чтение текста и запоминание увиденного - все это зрительные функции, явно требующие принципиально разных механизмов и отличающиеся друг от друга, но в той или иной мере зависящие друг от друга.

В клинике и в прикладных исследованиях принято выделять базовые зрительные функции. Базовыми называют функции, нарушение которых существенно затрудняет ориентировку человека в окружающей среде и приводит к снижению практически всех остальных зрительных способностей, а у детей младшего возраста может к тому же замедлять интеллектуальное развитие. В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы и получаем с помощью различных базовых функций зрения.

В число базовых функций обычно включают способность видеть мелкие детали объектов - остроту зрения; способность воспринимать малые различия в светлоте или яркости — контрастную чувствительность; способность фиксировать рассматриваемый объект двумя глазами - бинокулярную фиксацию; способность обнаруживать объекты в пределах достаточно большой области пространства - поле зрения; способность различать объекты по спектральным характеристикам отражения или излучения – цветоразличение; способность наведения обоих глаз, их зрительных осей и центральных ямок сетчаток на объект фиксации – глазодвигательные функции.

Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

Нарушение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах) или может быть связано с функциональными расстройствами зрительного аппарата, происходящими без видимой анатомической причины - амблиопией.

Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

Нарушения функции цветоразличения обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

Наличие нарушений функции поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия. При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций. Чтобы обеспечить нормальное видение необходима слаженная совместная работа всех зрительных функций человека. Но под влиянием различных причин (врожденные нарушения, болезни, травмы и т. д.) могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций.

Для детей с нарушением зрения характерно недоразвитие всех зрительных функций.  Исследования Л. П. Солнцевой указывают на то, что им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.  Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за недоразвития психических процессов они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому их зрительное восприятие отличается и меньшей дифференцированностью.  Дети с нарушением зрения часто путают похожие буквы, цифры, предметы, изображения. Отмечается также узость объема их восприятия. Они выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видя иногда важный для общего понимания материал.  Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора.  То, что нормальные дети видят сразу, дети с нарушением зрения — последовательно. Для детей с нарушением зрения характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в старшем дошкольном возрасте эти дети не различают правую и левую руку, не могут найти в помещении детского сада свою группу, музыкальный зал и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времени года и т. д. Значительно позже начинают различать цвета и оттенки.

Для развития зрительного восприятия, активизации всех зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, непосредственно образовательную и бытовую деятельность. Это обеспечит формирование навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

В процессе работы у детей происходит формирование и развитие системы «глаз-рука», узнавание предмета по силуэту, контуру, сопоставление его с образцом-эталоном, хранящимся в памяти. У слабовидящих, частично зрячих детей зрительное внимание развито плохо вследствие значительного снижения чувствительности к яркости, цвету, контрастам.

Для всесторонней помощи детям с нарушением зрения необходимо создать все необходимые условия для развития их зрительных функций. Процесс формирования качества концентрации, устойчивости  и  переключения  внимания,  зрительного  поиска,  цветоразличения,  развития  бинокулярного  зрения  и  глазодвигательных  функций  реализуется  с  помощью  различного дидактического материала, используемого на коррекционных занятиях и системы специально подобранных игр и упражнений на развитие всех зрительных функций.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания, поиска и бинокулярного зрения:

1.  «Что находится на картине близко от тебя, подальше, очень далеко.  Одинаковые ли эти предметы по величине и почему»;

2.  «Составь целое из частей»;

3.  «Обведи по контуру и раскрась»;

4.  «Найди одинаковые предметы по одному, двум, трем признакам (цвету, форме, величине)»;

5.  «Посмотри на свой палец, а потом в окно (на самый дальний угол комнаты) в течение 10 сек»;

6.  «Узнай предмет по контуру и силуэту»;

7.  «Попади в цель»;

8.  «Проведи ровную линию карандашом по центру дороги».

Игры и упражнения на развитие глазодвигательных функций и расширение поля зрения:

1.  «Пройди по лабиринту»;

2.  «Назови предметы справа-слева, сверху-снизу, не поворачивая головы»;

3.  «Проследи взором за движением лучика фонаря»;

4.  «Найди на картинке заданный объект»;

5.  «Нарисуй глазами круг по часовой и против часовой стрелки»;

6.  «Что дальше, что ближе (на картине, в помещении и на улице)»

Игры на развитие световосприятия и цветоразличения:

1.  «Цветная мозаика»;

2.  «Составь цвета радуги по порядку»;

3.  «Что неправильно раскрасил художник на картине?»;

4.  «Выложи цветовой ряд от самого светлого до самого темного»;

5.  «Найди все предметы одинакового цвета в окружающем пространстве»;

6.  «Смешай цвета и получи новый»;

7.  «Найди все тона одного цвета»;

8.  «Собери букет холодных и теплых тонов».

Зрительное восприятие зависит от зрительных функциональных возможностей, сенсорного опыта детей и личностных качеств.  Необходимо соблюдать последовательность в усвоении сенсорных эталонов и связей между ними внутри каждой системы и затем между системами (образец, поиск эталона, узнавание, называние объекта и его свойств, соотношение, локализация, обобщение, классификация и использование в деятельности).

Все это включается в выполнение простых заданий и с усложнением, с использованием зрения и осязания. Это увеличение числа вариантов (формы, цвета, размера, фактуры, расположения объектов) с работой по карточкам.  Дидактические игры и упражнения способствуют приобретению информации о различных пространственных объектах окружающей среды, о направлениях и расстояниях; а также развивают ориентировку в микропространстве и умение изменять положение объектов на 90, 180 градусов.

В результате такой коррекционно-развивающей работы наблюдается существенное улучшение всех зрительных функций у детей с различными нарушениями зрения, развивается зрительное внимание и поиск, а также все познавательные и психические процессы ребенка.

 Литературные источники:

1. Кутрань О. Н., Струкова Н. И. Развитие зрительных функций у детей дошкольного возраста с помощью специальных игр и упражнений // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 127-132.

2. Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки. 2010.

3. Рожкова Г.И., Матвеев С.Г. Зрение детей: проблемы оценки и функциональной коррекции — М.: Наука, 2007. — 315 с.