Методика АВА — это интенсивная программа по коррекции аутизма, которая основывается на поведенческих технологиях и методах научения. Эта методика опирается на идею, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среды на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом
впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами
из Калифорнийского университета в ЛосАнджелесе в 1963 году.
В рамках обучающей программы по методике АВА
ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором
обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план
поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных
между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и
поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Методика АВА применяется в тех случаях, когда
поведение ребенка:
- не поддаётся контролю со стороны родителей
- ребенок не реагирует на просьбы и запреты,
- не выполняет инструкции
- не откликается на имя,
- не стремится к коммуникации,
- не имеет речи или речь развита очень слабо.
Проблемное поведение затрудняет процесс
обучения, может подвергать риску самого ребёнка или его окружающих, а также затрудняет
общение ребёнка и его социализацию.
Проблемное поведение может проявляться в
форме:
- истерик;
- агрессии (по отношению к себе: удары по
голове, укусы, заглатывание предметов и т.д., по отношению к другим: удары,
пинки, укусы, вырывание волос, ругательства, плевки и т.д., по отношению к
окружающим предметам: разбрасывание или разламывание предметов, битьё посуды и
т.д.);
- самостимуляции (махи руками или кистями
рук, прыжки, бег по кругу, крики, раскачивание тела, декламация фраз из книг
или мультфильмов, закатывание зрачков глаз, постукивание предметами и т.д.);
- обсессивно-компульсивного поведения и
стереотипов (верчение волос, выстраивание предметов в ряд, разделение продуктов
во время еды, открывание и закрывание дверей, пристрастие к одному виду одежды,
пищи и т.д.);
- неадекватном поведении (громкие крики,
раздевание в публичном месте, еда из чужой тарелки или мусорного ведра,
неосознанные опасности (проба нанесъедобных предметов: пластилин, песок, грязь,
кал; вырывание на дорогу, игра острыми предметами));
- отсутствие реакций, необходимых для
эффективного обучения (усидчивость, сосредоточение, быстрые реакции, сосредоточение
взгляда на стимулах, сотрудничество).
Данная методика помогает снизить число
стереотипий, особенно двигательных при коррекции ребёнка с аутизмом, а также,
если ребёнок агрессивен или склонен к самоагрессии. Процесс научения можно
описать формулой: предшествующий фактор – поведение – последствие.
Поведение в данном случае понимается довольно
широко. Это может быть любое взаимодействие ребенка с окружающим миром (игра,
чтение, речь, ходьба и тд). Последствия – это все, что происходит в окружающей
среде после проявления поведения.
Последствия могут быть представлены в двух
формах: поощрение и наказание. Эффективность поощрения и наказания зависит от
того, насколько они важны для ребенка. Если, например, за плохое поведение
ребенка лишают того, что ему не очень нужно, то эффективность наказания будет
невелика.
Предшествующий стимул – это то, что
присутствует в окружении ребенка до поведения.
Для формирования различных навыков в
прикладном анализе используют подсказки. Подсказка может являться предшествующим
фактором, который помогает контролировать поведение ребенка. Например, ребенка
учат отвечать на вопрос: «Как тебя зовут?». После данного вопроса (на который в
будущем ребенок должен отвечать), дается подсказка: «Скажи, Саша» или «Саша».
После того, как ребенок повторит сказанное взрослым (подсказку), его поощряют
(допустим, гладят по голове). Подсказки бывают разными: это могут быть
вербальные (слова, инструкции, команды, просьбы), невербальные (жесты, мимика),
зрительные (знаки, карточки, картинки), физические (взрослый берет за руку
ребенка) и т.д.
Прикладной анализ исходит из того, что,
манипулируя факторами в окружающей среде, можно изменять поведение ребенка.
Важной составляющей данной методики является то, что взрослый полностью
контролирует поведение ребенка, управляет его деятельностью.
Некоторые методы обучения,
используемые в прикладном анализе поведения
- методика подкрепления нужного поведения.
Например, при обучении навыку поднятия рук вверх, сначала подкрепляются любые
действия ребенка руками (допустим, вытягивание рук перед собой, вытягивание
одной руки наверх и т.д.), а затем после нескольких тренировок подкрепляются
лишь те движения, которые максимально приближены к требуемому результату.
- методика обучения различения стимулов.
Чтобы начать контролировать поведение ребенка, ему необходимо различать
стимулы. Например, чтобы ребенок правильно выполнял инструкцию: «катай мяч» -
«кидай мяч», он должен понимать, что значит «катать», а что значит «кидать».
- метод обучения цепочек поведения. Образец
разделяется на несколько звеньев, каждое из которых формируется по отдельности,
а затем все звенья связываются в единый акт. Например, обучение ребенка хлопать
в ладоши и поднимать руки. Психолог дает инструкцию ребенку: «Сделай, как я» и
поднимает руки. Затем ребенку дается подсказка, например, специалист сам может
поднять его руки. Дальше психолог поощряет ребенка за действие. После
нескольких попыток повторения этого действия, специалист делает попытку без
подсказки. В случае, если ребенок смог без подсказки выполнить действие, его
поощряют (его хвалят, гладят, дают что-нибудь вкусное, отпускают играть). Если
ребенок дает неправильный ответ или ничего не делает, тренировка с подсказками
продолжается. Упражнение заканчивается, когда ребенок в большинстве случаев
(80-90%) делает правильные действия и повторяет за специалистом без подсказки.
Сразу после этого вводится новое задание: похлопать в ладоши. Оба этих действия
ребенок должен выполнять без ошибок и без подсказок, только тогда их объединяют
и показывают вместе. Задания считается обученным тогда, когда ребенок в 80-90%
делает все правильно.
Устранение нежелательных
форм поведения
Нежелательное поведение – это поведение, повторение которого от ребенка не хотелось бы видеть
при аналогичных обстоятельствах. Это такие поведенческие реакции, как крик,
агрессия (попытки ударить или укусить, отталкивания, пинки и т.д), аутоагрессия
(попытки ребенка нанести удары самому себе), и другие формы поведения,
препятствующие обучению. Родители, специалисты должны различать, когда ребенок
ведет себя неприемлемо, и делать так, чтобы это поведение не получало
подкрепления.
Выделяют следующие виды поощрений:
- социальное положительное поощрение -
внимание. После нежелательного поведения ребенок получает внимание со стороны
других людей.
- социальное отрицательное поощрение.
Например, если ребенок начинает себя плохо вести, его удаляют из класса, таким
образом, он избегает неприятных для себя занятий.
- материальное положительное подкрепление –
нежелательное поведение усиливается из-за того, что взрослый выполняет
требование ребенка. Например, родитель разговаривает по телефону, а ребенок
требует внимания при помощи крика. Если ранее ребенок уже получал внимание
родителей при помощи этого метода, он, скорее всего, будет и дальше кричать,
каждый раз, когда захочет, чтобы родитель положил трубку.
- автоматическое поощрение – некоторые формы
поведения, несвязанные с действиями других людей. Например, сосание ребенком
пальца может подкрепляться тем, что ему это нравится.
Для создания программы, нацеленной на
устранение нежелательного поведения ребенка, используются методы без применения
наказания:
- прекращение подкрепления нежелательного
поведения, которое ранее подкреплялось (гашение)
- подкрепление другой формы поведения.
Например, научение ребенка выражать свои реакции при помощи слов, жестов,
картинок может снизить частоту возникновение нежелательного поведения (допустим,
крик ребенка).
- подкрепление отсутствия нежелательного
поведения. Если ребенок в течение какого-то определенного времени вел себя
приемлемо, то он получает поощрение.
В арсенале АВА несколько сотен программ,
среди которых выделяют следующие: невербальная и вербальная имитация, случайное
обучение, понимание языка, называние предметов, классификация предметов и т.д.
Программа должна быть интенсивной (30-40 часов в неделю) и составляется
индивидуально под каждого ребенка.
Источники:
https://deti-clinica.ru/info/bolezni/metodika-prikladnogo-analiza-povedeniya-aba-/ Методика прикладного анализа
поведения (АВА)
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2021/02/20/prikladnoy-analiz-povedeniya-ava-dlya Прикладной анализ поведения (АВА) для
коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с
расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития